Акустическая модель звука как феномен симфонического мышления (на примере Седьмой симфонии Авета Тертеряна)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Функции тембра в сонористической композиции – интересный феномен симфонического мышления. В творче-
стве отечественных симфонистов последней трети XX века, в частности, Авета Тертеряна, важна художествен-
ная и философско-эстетическая интерпретация «образа звучания Вселенной».
Для анализа сонористической ткани автор статьи применяет метод описания акустической модели. Фе-
номен преображения акустической информации раскрывается в музыкальном языке на нескольких уровнях:
объективные акустические параметры и психоакустический аспект; эмоционально-ментальный уровень (ас-
социации, звуковые символы и архетипы); тембр как «образ звука», отражающий картину мира художника.
Системный подход к анализу акустической информации музыкального текста позволяет увидеть фонические
связи тембро-фактурных элементов разных иерархических уровней. В результате выявляются характерные
особенности музыкального языка Тертеряна – изоморфическое единство разномасштабных элементов и произ-
водный темброфактурный тематизм. Формообразующая функция тембра в симфониях Тертеряна проявляется
и как объект, и как процесс.
Автор подчёркивает, что основание музыкального языка Тертеряна – когнитивные установки архаических
слоёв устной музыкальной традиции, где функция музыки неразрывно связана с духовной практикой религи-
озного созерцания.
Ключевые слова: Авет Тертерян, симфонизм, тембр, акустическая модель, оркестровая темброфактура,
сонористика, звуковые знаки культуры.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kolganova O. V. Fenomen sveta v sonoristike (na materiale tvorchestva kompozitorov Tsentral'no- Vostochnoy Evropy 1960–1980 gg.): avtoref. dis. …kand. iskusstvovedeniya [The Phenomenon of Light in Sonoristics (Based on the Materials of the Music by Composers from Central Eastern Europe from the 1960s to the 1980s): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2012. 25 p.
3. Matsievsky I. V. Kontonatsiya i formoobrazovanie (v muzyke evropeyskoy i vneevropeyskoy, traditsionnoy i sovremennoy) [Contonation and Form Generation (in European and non-European Traditional and Contemporary Music)]. Matsievsky I. V. V prostranstve muzyki. T. 1 [In the Space of Music. Volume 1]. St. Petersburg, 2011, pp. 3–33.
4. Nazaykinsky E. V. Zvukovoy mir muzyki [The Sound World of Music]. Moscow: Muzyka, 1988. 254 p.
5. Orlov G. A. Drevo muzyki [The Tree of Music]. Second Edition, Revised. St. Petersburg: Kompozitor–St. Petersburg, 2005. 440 p.
6. Ross Ya. Yu. Blagozvuchie: ob'ektivnye predposylki konsonantnosti v muzyke [Euphony: Objective Prerequisites of Consonance in Music]. St. Petersburg: St. Petersburg European University Press, 2006. 128 p.
7. Terteryan R. A. Besedy s Avetom Terteryanom [Conversations with Avet Terterian]. Ekaterinburg; Moscow: Kabinetny uchyony, 2014. 184 p.
8. Tikhomirova A. B. Funktsii etnicheskogo tembra v simfoniyakh Aveta Terteryana [The Functions of Ethnic Timbre in the Symphonies of Avet Terterian]. Peterburg i natsionalnye muzyikalnye kultury: mat. mezhdunar. nauch. konf. [St. Petersburg and the National Musical Culture: Materials from the International Conference]. Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 2010, pp. 67–71.
9. Tikhomirova A. B. Arkhetipy kultury v simfonicheskom tvorchestve Aveta Terteryana [The Archetypes of Culture in the Symphonic Works of Avet Terterian]. Aktualnye problemy kognitivnoy muzyikologii: tez. i mat. Mezhdunar. nauch.-teoretich. konf. [Relevant Issues of Cognitive Musicology: Abstracts and Materials of the International Music Theory Conference]. Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 2012, pp. 17–19.
10. Yunusova V. N., Kharuto A. V. Traditsionnyy muzyikant v zerkale kompyuternogo analiza [The Traditional Musician in the Mirror Reflection of Computer Analysis]. Voprosy instrumentovedeniya: sb. st. i mat. Vos'mogo mezhdunar. instrumentovedcheskogo kongressa «Blagodatovskie chteniya» [Questions of Instrument Study: a Compilation of Articles and Materials of the Eighth International Congress “Blagodatov Readings”]. Issue 9. Editor and Compiler: O. V. Kolganova; Executive Editor: I. V. Matsievskiy. Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 2014, pp. 267–275.
11. Meyer J. Acoustics and the Performance of Music. Translated from German by U. Hansen. Fifth Edition. Springer Science+Business Media, LLC, 2009. 438 p.
12. Avet Terteryan. Fil’m-portret: dokumental’nyy fil’m [Avet Terterian. Film-Portrait: Documentary]. Author and Director: S. Karsayev. Moscow: RTR, 1993. (Tishina # 9).