Акустическая модель звука как феномен симфонического мышления (на примере Седьмой симфонии Авета Тертеряна)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Anna B. Tikhomirova

Аннотация

Функции тембра в сонористической композиции – интересный феномен симфонического мышления. В творче-
стве отечественных симфонистов последней трети XX века, в частности, Авета Тертеряна, важна художествен-
ная и философско-эстетическая интерпретация «образа звучания Вселенной».
Для анализа сонористической ткани автор статьи применяет метод описания акустической модели. Фе-
номен преображения акустической информации раскрывается в музыкальном языке на нескольких уровнях:
объективные акустические параметры и психоакустический аспект; эмоционально-ментальный уровень (ас-
социации, звуковые символы и архетипы); тембр как «образ звука», отражающий картину мира художника.
Системный подход к анализу акустической информации музыкального текста позволяет увидеть фонические
связи тембро-фактурных элементов разных иерархических уровней. В результате выявляются характерные
особенности музыкального языка Тертеряна – изоморфическое единство разномасштабных элементов и произ-
водный темброфактурный тематизм. Формообразующая функция тембра в симфониях Тертеряна проявляется
и как объект, и как процесс.
Автор подчёркивает, что основание музыкального языка Тертеряна – когнитивные установки архаических
слоёв устной музыкальной традиции, где функция музыки неразрывно связана с духовной практикой религи-
озного созерцания.

Ключевые слова: Авет Тертерян, симфонизм, тембр, акустическая модель, оркестровая темброфактура,
сонористика, звуковые знаки культуры.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Tikhomirova, A. B. (2016). Акустическая модель звука как феномен симфонического мышления (на примере Седьмой симфонии Авета Тертеряна). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 20–26. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.1.020-026
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Anna B. Tikhomirova, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Тихомирова Анна Борисовна – 
преподаватель кафедры
музыкальной звукорежиссуры
Уральской государственной консерватории
им. М. П. Мусоргского,
аспирантка сектора инструментоведения
Российского института истории искусств

Библиографические ссылки

1. Aldoshina I. A., Pritts R. Muzykal'naya akustika [Musical Acoustics]. St. Petersburg: Kompozitor, 2006. 720 p.
2. Kolganova O. V. Fenomen sveta v sonoristike (na materiale tvorchestva kompozitorov Tsentral'no- Vostochnoy Evropy 1960–1980 gg.): avtoref. dis. …kand. iskusstvovedeniya [The Phenomenon of Light in Sonoristics (Based on the Materials of the Music by Composers from Central Eastern Europe from the 1960s to the 1980s): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2012. 25 p.
3. Matsievsky I. V. Kontonatsiya i formoobrazovanie (v muzyke evropeyskoy i vneevropeyskoy, traditsionnoy i sovremennoy) [Contonation and Form Generation (in European and non-European Traditional and Contemporary Music)]. Matsievsky I. V. V prostranstve muzyki. T. 1 [In the Space of Music. Volume 1]. St. Petersburg, 2011, pp. 3–33.
4. Nazaykinsky E. V. Zvukovoy mir muzyki [The Sound World of Music]. Moscow: Muzyka, 1988. 254 p.
5. Orlov G. A. Drevo muzyki [The Tree of Music]. Second Edition, Revised. St. Petersburg: Kompozitor–St. Petersburg, 2005. 440 p.
6. Ross Ya. Yu. Blagozvuchie: ob'ektivnye predposylki konsonantnosti v muzyke [Euphony: Objective Prerequisites of Consonance in Music]. St. Petersburg: St. Petersburg European University Press, 2006. 128 p.
7. Terteryan R. A. Besedy s Avetom Terteryanom [Conversations with Avet Terterian]. Ekaterinburg; Moscow: Kabinetny uchyony, 2014. 184 p.
8. Tikhomirova A. B. Funktsii etnicheskogo tembra v simfoniyakh Aveta Terteryana [The Functions of Ethnic Timbre in the Symphonies of Avet Terterian]. Peterburg i natsionalnye muzyikalnye kultury: mat. mezhdunar. nauch. konf. [St. Petersburg and the National Musical Culture: Materials from the International Conference]. Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 2010, pp. 67–71.
9. Tikhomirova A. B. Arkhetipy kultury v simfonicheskom tvorchestve Aveta Terteryana [The Archetypes of Culture in the Symphonic Works of Avet Terterian]. Aktualnye problemy kognitivnoy muzyikologii: tez. i mat. Mezhdunar. nauch.-teoretich. konf. [Relevant Issues of Cognitive Musicology: Abstracts and Materials of the International Music Theory Conference]. Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 2012, pp. 17–19.
10. Yunusova V. N., Kharuto A. V. Traditsionnyy muzyikant v zerkale kompyuternogo analiza [The Traditional Musician in the Mirror Reflection of Computer Analysis]. Voprosy instrumentovedeniya: sb. st. i mat. Vos'mogo mezhdunar. instrumentovedcheskogo kongressa «Blagodatovskie chteniya» [Questions of Instrument Study: a Compilation of Articles and Materials of the Eighth International Congress “Blagodatov Readings”]. Issue 9. Editor and Compiler: O. V. Kolganova; Executive Editor: I. V. Matsievskiy. Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 2014, pp. 267–275.
11. Meyer J. Acoustics and the Performance of Music. Translated from German by U. Hansen. Fifth Edition. Springer Science+Business Media, LLC, 2009. 438 p.
12. Avet Terteryan. Fil’m-portret: dokumental’nyy fil’m [Avet Terterian. Film-Portrait: Documentary]. Author and Director: S. Karsayev. Moscow: RTR, 1993. (Tishina # 9).