О стилевых взаимодействиях в фортепианных сонатах Пауля Хиндемита
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Автор статьи рассматривает 3 фортепианные сонаты Пауля Хиндемита, написанные в 1936 году. Даётся краткий обзор сочинений различных жанров, предшествовавших их появлению: произведений для альта, виолончели, скрипки, виолы д’амур и др. Определяются ведущие стилевые приоритеты Хиндемита: неоклассицизм, необарокко, конструктивизм и романтизм. Преломление неоклассицистских принципов находит отражение в Сонате in G. Здесь наблюдается возрождение «лёгкого» жанра сонатины моцарто-гайдновского направления. Актуализация приёмов необарокко, связанных с творчеством И. С. Баха и его современников, особенно ярко проявляется в Сонате in B. Жанровую окраску тем сонатного цикла Хиндемита определяют старинные танцы сицилиана и бурре при усилении линеарного начала. Конструктивизм, берущий за основу и доводящий до универсума полифонические методы, обнаруживается во всех сонатах. Тенденция «машинерии» выводит на первый план ритм, динамику, фактуру, тем самым сводя до минимума мелодическое начало. Сонате in A присущи романтические тенденции, раскрывающиеся на таких функциональных уровнях музыкального текста, как драматургия, композиция, лексика. Немаловажную роль играет в данном опусе и программность. Прослеживаются пути взаимодействия в произведениях различных стилевых признаков. В итоге композитор отказывается от романтической стилистики, которая вытесняется барочной и классической. Они, в свою очередь, синтезируются с авангардными тенденциями.
Ключевые слова: фортепианная соната, Пауль Хиндемит, неоклассицизм, необарокко, конструктивизм, романтизм, стиль в музыке
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bat’ N. G. Polifoniya i forma v simfonicheskikh proizvedeniyakh P. Khindemita [Counterpoint and Form in the Orchestral Works of Hindemith]. Paul’ Khindemit. Stat’i i issledovaniya [Paul Hindemith. Articles and Research]. Moscow, 1979, pp. 210–261.
3. Bobrinskaya E. A. Russkiy avangard: granitsy iskusstva [The Russian Avant-Garde: the Boundaries of Art]. Moscow: New Literary Review, 2006. 304 p.
4. Bobrovskiy V. P. Funktsional’nye osnovy muzykal’noy formy [The Functional Principles of Musical Form]. Moscow: Muzyka Press, 1978. 320 p.
5. Varunts V. P. Muzykal’nyy neoklassitsizm: istoricheskie ocherki [Musical Neoclassicism: Historical Essays]. Moscow: Muzyka Press, 1988. 80 p.
6. Vorobyov I. S. Russkiy avangard i tvorchestvo Aleksandra Mosolova 1920–1930-kh godov [The Russian Avant-Garde and the Work of Alexander Mosolov from the 1920s and 1930s]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 2006. 324 p.
7. Gakkel’ L. E. Fortepiannaya muzyka ХХ veka [Twentieth Century Piano Music]. Moscow; Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 1976. 294 p.
8. Grigoryeva G. V. Muzykal’nye formy ХХ veka [Twentieth Century Musical Forms]. Moscow: VLADOS, 2004. 175 p.
9. Dolinskaya E. B. Fortepiannyy kontsert v russkoy muzyke ХХ stoletiya [The Piano Concerto in Twentieth Century Russian Music]. Moscow: Kompozitor Press, 2005. 560 p.
10. Zaderatsky V. V. Muzykal’naya forma [Musical Form]. Issue 2. Moscow: Muzyka Press, 2008. 528 p.
11. Ikonnikov A. V. Arkhitektura ХХ veka. Utopii i real’nost’: v 2 t. [Twentieth Century Architecture. Utopias and Reality. In 2 Volumes]. Volume 1. Moscow: Progress-traditsiya, 2001. 656 p.
12. Kohoutek C. Tekhnika kompozitsii v muzyke ХХ veka [Technique of Composition in Twentieth Century Music]. Moscow: Muzyka Press, 1976. 367 p.
13. Levaya T. N., Leont’eva O. T. Paul’ Khindemit. Zhizn’ i tvorchestvo [Paul Hindemith. Life and Work]. Moscow: Muzyka Press, 1974. 448 p.
14. Levaya T. N. Polifoniya v krupnykh formakh Khindemita [Counterpoint in Hindemith’s Large-Scale Forms]. Polifoniya [Counterpoint]. Moscow, 1975, pp. 141–173.
15. Lobanova M. N. Muzykal’nyy stil’ i zhanr: istoriya i sovremennost’ [Musical Style and Genre: History and Modernity]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1990. 221 p.
16. Mazel’ L. A. Stroenie muzykal’nykh proizvedeniy: ucheb. posobie [The Structure of Musical Works: Tutorial Manual]. 2nd Edition. Moscow: Muzyka Press, 1979. 536 p.
17. Meliksetyan S. V. Russkiy muzykal’nyy konstruktivizm: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Russian Musical Constructivism: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2010. 26 p.
18. Mikhaylov M. K. Stil’ v muzyke [Style in Music]. Moscow: Muzyka Press, 1981. 261 p.
19. Turchin V. S. Po labirintam avangarda [Through the Mazes of the Avant-Garde]. Moscow: Moscow State University Press, 1993. 248 p.