Первый фортепианный концерт Г. Гасанова и проблемы национального композиторского стиля

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Natalia V. Sypalo

Аннотация

Статья посвящена сочинению Г. А. Гасанова, с которым связано рождение профессиональной композиторской школы Дагестана. Первый фортепианный концерт рассматривается как творческая лаборатория, отражающая закономерности процесса интеграции локально-этнического и универсально-европейского в образовании национальной композиторской школы. Возникающий на основе диалога двух культур феномен билингвизма исследуется в ракурсе теории интертекстуальности, обоснованной М. Г. Арановским.

Лежащий в основе Концерта особый вид диалогового отношения своего и чужого интерпретирован с позиций доминантности установок европейского логоцентризма, что проявлено в деривации (или трансформации) структурных моделей фольклорного материала. Следование композитора аксиоматике типовых музыкальных форм, а также синтаксическим нормам европейской культуры отражено в воспроизведении того типа музыкального дискурса, который соответствует высшему завоеванию европейского инструментализма – симфонической драматургии. Её логика обосновывается в статье с помощью категориальной триады Всеобщее– Единичное–Особенное, открывающей глубинную структуру внутреннего сюжета произведения. Она уточняет процесс индивидуации (К.-Г. Юнг) композитора в особой модели этнической самоидентификации: достижении синтеза Всеобщего и Единичного в стадии Особенного, стирающего различия между своим и чужим. Обретение Особенного, осуществлённого через поиски укоренённости Единичного во Всеобщем, отражает некую сверхзадачу любого национального композиторского стиля.

Ключевые слова: Готфрид Гасанов, музыкальная культура Дагестана, фортепианная музыка, этноцентризм, интертекстуальность, билингвизм

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Sypalo, N. V. (2015). Первый фортепианный концерт Г. Гасанова и проблемы национального композиторского стиля. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 67–74. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.067-074
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Natalia V. Sypalo, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Сыпало Наталия Валентиновна –
старший преподаватель кафедры фортепиано,
соискатель кафедры истории и теории
исполнительского искусства и музыкальной
педагогики

Библиографические ссылки

1. Abdulayeva M. Sh. Kul’tura Dagestana v usloviyakh globalizatsii: edinstvo v mnogoobrazii [The Culture of Dagestan in the Conditions of Globalization: Unity in Diversity]. Makhachkala: Aleph, 2013. 274 p.
2. Abdulayeva M. Sh. Lokal’no-religioznye universalii v traditsionnoy kul’ture Dagestana [Local Religious Universals in the Traditional Culture of Dagestan]. Fol’klor v kontekste kul’tury: mat. Vtoroy Vseros. nauch. konf. [Folklore in the Context of Culture. Proceedings of the Second Russian Scholarly Conference]. Dagestan State Pedagogical University, 2011, pp. 66–67.
3. Aranovsky M. G. Muzykal’nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor Press, 1998. 343 p.
4. Belozer L. P. Sintez traditsiy narodnoy i professional’noy muzyki v fortepiannykh sonatakh kompozitorov Kazakhstana [The Synthesis of Folk and Classical Musical Traditions in the Piano Sonatas of Kazakh Composers]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2, pp. 18–22.
5. Garipova N. F. Intonatsionnaya leksika kuraya v tematizme fortepiannykh sochineniy bashkirskikh kompozitorov [The Intonational Vocabulary of the Kurai as a Means for Conveying the National Color in the Themes of Piano Works by Bashkir Composers]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2008, No. 1, pp. 150–157.
6. Drozhzhina M. N. Molodye natsional’nye kompozitorskie shkoly Vostoka kak yavlenie muzykal’nogo iskusstva XX veka: dis… d-ra iskusstvovedeniya [Young National Schools of Composition of the East as a Phenomenon of the Art of Music of the Twentieth Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Novosibirsk, 2005. 346 p.
7. Korobova A. G. Sud’ba fenomena i ponyatiya “zhanr” v muzykal’noy kul’ture noveyshego vremeni [The Destiny of the Phenomenon and Concept of “Genre” in the Musical Culture of the Contemporary Times]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 1, pp. 223–237.
8. Rudichenko T. S. Traditsionnaya muzykal’naya kul’tura v sovremennom mire [Traditional Musical Culture in the Contemporary World]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2, pp. 23–28.
9. Khannanov I. D. Muzyka Sergeya Rakhmaninova. Sem’ muzykal’no-teoreticheskikh etyudov [Music by Sergei Rachmaninoff. Seven Musical and Theoretical Etudes]. Moscow: Kompozytor Press, 2011. 287 p.
10. Yakubov M. A. Gotfrid Alievich Gasanov kak osnovopolozhnik dagestanskoy professional’noy kul’tury. Tipologicheskoe issledovanie: avtoref. dis. … kand. Iskusstvovedeniya [Gottfried Aliyevich Gasanov as the Founder of the Professional Culture of Dagestan. Typological Studies: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1986. 25 p.