О профессионализме в традиционной музыкальной культуре

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Savolina P. Galitskaya

Аннотация

Как самостоятельная проблема профессионализма в традиционной музыкальной культуре начала ставиться относительно недавно – с конца предшествующего столетия. Автор подчёркивает её неизученность, а также особую сложность и многогранность феномена. На основе системно-сравнительного анализа в статье выделяются десять признаков устного профессионализма, сопряжённого с различными аспектами музыкального мышления. В сравнительном плане они подаются, с одной стороны, в контексте фольклора, с другой, – композиторского творчества. Наиболее существенными признаками профессиональной музыки устной традиции представляются: устная форма творчества, кардинальная роль эстетико-художественного начала, сложность музыкальных текстов, высокий уровень владения исполнительской техникой, необходимость специального обучения, особые формы авторства, возможное наличие особого вида письменной фиксации, обеспечение средств материального существования, автохтонная научная рефлексия, частичное распадение синкрезиса (характерного для фольклора). Признаки традиционного профессионализма характеризуют различные виды и жанры соответствующего типа традиционной музыкальной культуры, как например: богослужебные жанры, связанные как с монотеистическими религиями, так и политеистическими; светские виды «музыки для слушания»; эпос разных народов; шаманизм. Исследование профессиональной музыкальной культуры устной традиции – одна из наиболее важных задач как этномузыкологии, так и музыковедения в целом.

Ключевые слова: музыкальный фольклор, традиционная музыка, музыка устной традиции, признаки профессионализма традиционной музыки

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Galitskaya, S. P. (2015). О профессионализме в традиционной музыкальной культуре. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 6–14. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.006-014
Раздел
Музыкальная культура народов мира
Биография автора

Savolina P. Galitskaya, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Галицкая Саволина Паисиевна –
доктор искусствоведения,
профессор кафедры этномузыкознания

Библиографические ссылки

1. Alekseyev, E. E. Fol’klor v kontekste sovremennoy kul’tury [Folklore in the Context of Contemporary Culture]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1988. 238 p.
2. Belyaev, V. M. O muzykal’nom fol’klore i drevney pis’mennosti [About Musical Folklore and Ancient Notation]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1971. 233 p.
3. Blok, M. Apologiya istorii, ili Remeslo istorika [Bloch, Marc. Apology of History, or The Craft of the Historian]. Translated from the French by E. M. Lysenko. Moscow: Nauka, 1973. 236 p.
4. Drozhzhina, M. N. «Teoriya sotsial’nykh estafet» M. A. Rozova i yeyo znachenie dlya sovremennogo etnomuzykoznaniya [“The Theory of Social Relays” of M.A. Rozov and its Significance for Modern Ethnomusicology]. Idei i idealy [Ideas and Ideals]. 2012, No. 2 (12), Vol. 2, pp. 136–141.
5. Yeolyan, I. R. Traditsionnaya muzyka Arabskogo Vostoka [Traditional Music of the Arab East]. Moscow: Muzyka Press, 1990. 238 p.
6. Konen, V. D. Rozhdenie dzhaza [The Birth of Jazz]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1984. 229 p.
7. Kratkaya rossiyskaya entsiklopediya [A Concise Russian Encyclopedia]. In 3 Volumes, Volume 2. Moscow: ONIKS 21 vek, 2003. 1135 p.
8. Kul’turologiya: entsiklopediya [Culturology: an Encyclopedia]. In 2 Volumes, Volume 2 Moscow: ROSSPEN, 2007. 1184 p.
9. Mazel’ L. A. O prirode i sredstvakh muzyki [On the Nature and Means of Music]. 2nd ed. Moscow: Muzyka Press, 1991. 80 p.
10. Muzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Edited by Yu. V. Keldysh. Volume 4. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1978. 976 p.
11. Muzykal’nyy entsiklopedicheskiy slovar’ [Encyclopedic Dictionary of Music]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1991. 672 p.
12. Muzykal’nyy slovar’ Grouva [The New Grove Dictionary of Music and Musicians]. Translated by L. O. Akopyan. Moscow: Praktika, 2001. 1095 p.
13. Ortega-i-Gasset Kh. Degumanizatsiya iskusstva [José Ortega y Gasset. The Dehumanization of Art]. Estetika. Filosofiya kul’tury [Aesthetics. Philosophy of Culture]. Com. V. E. Bagno. Moscow, 1991, pp. 218– 260.
14. Pervyy vserossiyskiy s’yezd fol’kloristov: sb. dokl. [First Russian Congress of Folklorists: Compilation of Presentations]. Edited by A. S. Kargin. Volume 1. Moscow: State Center of Russian Folklore, 2005. 448 p.
15 Poleshchuk, N. M. K probleme professionalizma v traditsionnoy muzykal’noy kul’ture: diplomnaya rabota [Concerning the Problem of Professionalism in Traditional Musical Culture: Diploma Thesis]. Academic advisor: Professor S. P. Galitskaya. Novosibirsk, 1999. 80 p. The manuscript is kept in the library of the Novosibirsk State M. I. Glinka Conservatory.
16. Religiovedenie: entsiklopedicheskiy slovar’ [Encyclopedic Dictionary of Religious Studies]. Moscow: Akademicheskiy proekt, 2006. 1256 p.
17. Saponov, M. A. Menestreli: ocherki muzykal’noy kul’tury Zapadnogo Srednevekov’ya [Minstrels: Essays on the Musical Culture of the Middle Ages in the West]. Moscow: Prest, 1996. 360 p.
18. Sovremennyy filosofskiy slovar’ [Contemporary Philosophical Dictionary]. Under general edition of V. E. Kemerov. 2nd Edition London; Frankfurt; Paris; Luxemburg; Moscow; Minsk: Panprint, 1998. 1064 s.
19. Kharlap, M. G. Ritm i metr v muzyke ustnoy traditsii [Rhythm and Meter in the Music of the Oral Tradition]. Moscow: Muzyka Press, 1986. 104 p.
20. Shakhnazarova, N. G. Muzyka Vostoka i muzyka Zapada. Tipy muzykal’nogo professionalizma [Music of the East and Music of the West. Types of Musical Professionalism]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1983. 153 p.
21. Sheykin, Yu. N. Zhanry muzykal’nogo fol’klora ude [Genres of Music Folklore of Ude]. Novosibirsk: Nauka, 2011. 727 p.