Динамическое формообразование в кантате Арнольда Шёнберга «Уцелевший из Варшавы»
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
К числу подлинных музыкальных шедевров двадцатого века по праву принадлежит сочинение великого австрийского композитора Арнольда Шёнберга «Уцелевший из Варшавы». Эмоциональная сила воздействия произведения, написанного «кровью сердца» (С. Павлишин), настолько высока, что заставляет музыковедов вновь и вновь возвращаться к исследованию его уникальных свойств.
Автор статьи рассматривает особенности драматургии и композиции кантаты, обусловленные символичностью содержания, определяя формообразование опуса как динамическое. Используя принципы монтажной композиции, предельно раздвинув рамки музыкальной выразительности, композитору удалось создать опус, близкий художественно-документальному кинематографу, повествующему о зверствах фашизма. Из-за смешения форматов (документального и художественного) активно обращает на себя внимание над-документальный пласт, где самостоятельно действуют символические образы и понятия.
Новаторские изобретения Шёнберга – Sprechstimme в партии чтеца, серийная техника в сочетании с традиционными музыкальными методами развития, многомерная роль оркестра – направлены на актуализацию сквозной динамики слушательских ассоциаций. Органичное сплетение различных способов письма образует динамическую художественную форму сочинения – дисгармоничного по эмоциональному восприятию, но удивительно гармоничного по гениальной точности использования всех композиционных средств.
Ключевые слова: Арнольд Шёнберг, музыкальный экспрессионизм, кантата, додекафония, формообразование
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Schenberg A. Stil’ i mysl’: stat’i i materialy [Schoenberg, Arnold. Style and Idea: Аrticles and Мaterials]. Compilation, translation and commentary by N. Vlasova and O. Loseva. Moscow: Kompozitor Press, 2006. 528 р.
3. Vlasova N. O. Tvorchestvo Arnol’da Schenberga [The Works of Arnold Schoenberg]. Moscow: LKI Press, 2007. 528 p.
4. Denisov E. V. Dodekafoniya i problemy sovremennoy kompozitorskoy tekhniki [Dodecaphony and the Issues of Contemporary Compositional Techniques]. Muzyka i sovremennost’ [Music and Modernity]. Issue 6. Moscow, 1969, pp. 478–525.
5. Kon Yu. A. Schenberg [Schoenberg] Muzyka ХХ veka: ocherki [20th Century Music: Articles]. Part 2, book 4. Moscow, 1984, pp. 401–425.
6. Kulikova I. S. Ekspressionizm v iskusstve [Expressionism in Art]. Moscow: Nauka, 1978. 181 p.
7. Lavrentyeva I. V. O vzaimodeystvii dvukh kontrastnykh printsipov formoobrazovaniya v vokal’noy muzyke [About the Interaction of Two Contrasting Principles of Form-Generation in Vocal Music]. Voprosy muzykal’noy formy [Issues of Musical Form]. Issue 3. Moscow, 1977, pp. 254–267.
8. Pavlishin S. S. Arnol’d Schenberg [Arnold Schoenberg]. Moscow: Kompozytor Press, 2001. 480 p.
9. Ruchyevskaya E. A., Ivanova L. P., Schirokova V. P. i dr. Analiz vokal’nykh proizvedeniy: ucheb. posobie [Analysis of Vocal Compositions: Tutorial Manual]. Leningrad: Muzyka Press, 1988. 352 p.
10. Ryzhinsky A. S. Khorovoe tvorchestvo Arnol’da Schenberga [Choral Works of Arnold Schoenberg]. Moscow: Sputnik +, 2010. 228 p.