Динамическое формообразование в кантате Арнольда Шёнберга «Уцелевший из Варшавы»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Zhanna A. Lavelina

Аннотация

К числу подлинных музыкальных шедевров двадцатого века по праву принадлежит сочинение великого австрийского композитора Арнольда Шёнберга «Уцелевший из Варшавы». Эмоциональная сила воздействия произведения, написанного «кровью сердца» (С. Павлишин), настолько высока, что заставляет музыковедов вновь и вновь возвращаться к исследованию его уникальных свойств.

Автор статьи рассматривает особенности драматургии и композиции кантаты, обусловленные символичностью содержания, определяя формообразование опуса как динамическое. Используя принципы монтажной композиции, предельно раздвинув рамки музыкальной выразительности, композитору удалось создать опус, близкий художественно-документальному кинематографу, повествующему о зверствах фашизма. Из-за смешения форматов (документального и художественного) активно обращает на себя внимание над-документальный пласт, где самостоятельно действуют символические образы и понятия.

Новаторские изобретения Шёнберга – Sprechstimme в партии чтеца, серийная техника в сочетании с традиционными музыкальными методами развития, многомерная роль оркестра – направлены на актуализацию сквозной динамики слушательских ассоциаций. Органичное сплетение различных способов письма образует динамическую художественную форму сочинения – дисгармоничного по эмоциональному восприятию, но удивительно гармоничного по гениальной точности использования всех композиционных средств.

Ключевые слова: Арнольд Шёнберг, музыкальный экспрессионизм, кантата, додекафония, формообразование

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Lavelina, Z. A. (2015). Динамическое формообразование в кантате Арнольда Шёнберга «Уцелевший из Варшавы». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 96–103. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.3.096-103
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Zhanna A. Lavelina, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Лавелина Жанна Алийевна –
кандидат искусствоведения,
доцент, заведующая кафедрой теории музыки

Библиографические ссылки

1. Arnol’d Schenberg: vchera, segodnya, zavtra: nauch. tr. [Arnold Schoenberg: Yesterday, Today, Tomorrow: Scholarly Articles]. Edited by Е. I. Chigareva, Е. А. Dolenko. Issue 38. Moscow: Moscow State Cconservatory, 2002. 240 p.
2. Schenberg A. Stil’ i mysl’: stat’i i materialy [Schoenberg, Arnold. Style and Idea: Аrticles and Мaterials]. Compilation, translation and commentary by N. Vlasova and O. Loseva. Moscow: Kompozitor Press, 2006. 528 р.
3. Vlasova N. O. Tvorchestvo Arnol’da Schenberga [The Works of Arnold Schoenberg]. Moscow: LKI Press, 2007. 528 p.
4. Denisov E. V. Dodekafoniya i problemy sovremennoy kompozitorskoy tekhniki [Dodecaphony and the Issues of Contemporary Compositional Techniques]. Muzyka i sovremennost’ [Music and Modernity]. Issue 6. Moscow, 1969, pp. 478–525.
5. Kon Yu. A. Schenberg [Schoenberg] Muzyka ХХ veka: ocherki [20th Century Music: Articles]. Part 2, book 4. Moscow, 1984, pp. 401–425.
6. Kulikova I. S. Ekspressionizm v iskusstve [Expressionism in Art]. Moscow: Nauka, 1978. 181 p.
7. Lavrentyeva I. V. O vzaimodeystvii dvukh kontrastnykh printsipov formoobrazovaniya v vokal’noy muzyke [About the Interaction of Two Contrasting Principles of Form-Generation in Vocal Music]. Voprosy muzykal’noy formy [Issues of Musical Form]. Issue 3. Moscow, 1977, pp. 254–267.
8. Pavlishin S. S. Arnol’d Schenberg [Arnold Schoenberg]. Moscow: Kompozytor Press, 2001. 480 p.
9. Ruchyevskaya E. A., Ivanova L. P., Schirokova V. P. i dr. Analiz vokal’nykh proizvedeniy: ucheb. posobie [Analysis of Vocal Compositions: Tutorial Manual]. Leningrad: Muzyka Press, 1988. 352 p.
10. Ryzhinsky A. S. Khorovoe tvorchestvo Arnol’da Schenberga [Choral Works of Arnold Schoenberg]. Moscow: Sputnik +, 2010. 228 p.