Национальная тематика в камерно-инструментальном творчестве композиторов Бурятии
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Автор отмечает, что в последние десятилетия композиторы Бурятии всё большее внимание уделяют камерно-инструментальным жанрам. Это объясняется усилением процесса возрождения национальной бурятской культуры, близостью камерной музыки традиционным формам музицирования. Стремясь к созданию национального музыкального колорита, авторы движутся различными путями: используют в качестве тематизма подлинные фольклорные мелодии; конструируют оригинальный тематизм на основе интонаций бурятского фольклора; опираются на тембры народных инструментов. В статье рассматриваются камерно-инструментальные произведения современных композиторов Бурятии: В. Усовича, П. Дамиранова, Л. Санжиевой, Д. Коркиной. Для анализа выбраны различные по жанрам произведения: фантазия «Урагшаа!» («Вперёд!») для национального инструмента (хур) и фортепиано, фортепианная миниатюра «Субурган» («Буддийская ступа») В. Усовича; фортепианные пьесы «Шаман» Л. Санжиевой, «Наадан» («Праздник») П. Дамиранова; концертная фантазия «Байкал» для 33-струнной ятаги соло Д. Коркиной. Изучение произведений позволяет автору сделать следующие выводы: композиторы ищут новые формы воплощения национальной тематики; обогащается национальная палитра средств музыкальной выразительности; национальная ладовая основа бурятской музыки – ангемитонная пентатоника – соединяется с разнообразными гармоническими и полифоническими приёмами; совершенствуется мастерство композиции.
Ключевые слова: композиторы Бурятии, камерно-инструментальные жанры, ятага, чанза, хур
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kunitsyn O. I. Buryatskaya muzykal’naya literatura [Buryat Musical Literature]. Ulan-Ude: The Ministry of Culture of the Republic of Buryatia, National Training Center for Education, 2007. 164 p.
3. Raaben L. N. Kamerno-instrumental’naya muzyka pervoy poloviny XX veka. Strany Evropy i Ameriki [Chamber Instrumental Music of the First Half of the 20th Century. Europe and America]. Moscow: Sovetsky kompozitor, 1986. 164 p.
4. Khakimova E. L. Kamerno-instrumental’naya muzyka kompozitorov Udmurtii: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Chamber Instrumental Music by Composers of Udmurtia: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Kazan, 2004. 23 p.
5. Chanza: shkola masterstva [Noty]: ucheb. posobie. V 3 ch. Ch. 2: Soch. dlya chanzy [Chanza: The School of Mastery] [Musical Score]: Tutorial Manual. In 3 Parts, Part 2. Compositions for Chanza]. Edited by V. V. Kitov. Ulan-Ude: Informpolis, 2007. 208 p.
6. Yataga: shkola masterstva [Noty]: ucheb. posobie. V 3 ch. Ch. 2: Soch. dlya yatagi [Yataga: The School of Mastery [Musical Score]: Tutorial Manual. In 3 Parts, Part 2. Compositions for Yataga]. Ed. V. V. Kitov. Ulan-Ude: Nova Print, 2009. 182 p.