Фортепианная составляющая русского скерцо: европейские истоки и национальная специфика

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena V. Belash

Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования русского фортепи-
анного скерцо. Скерцо относится к области жанров виртуозно-
го фортепианного искусства, что определяется уже природой
понятия «игра». Знаменитое шумановское выражение «игра
на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним» опре-
деляет сущность фортепианного стиля русских композиторов,
для которых образ инструмента был неотделим от образа про-
изведения. Русские творцы создают в фортепианном искусстве
XIX века свой стиль, который становится одним из ведущих в
мировом масштабе. В ряду репрезентантов этого стиля особое
место занимает фортепианное скерцо, выступающее и как скер-
цозность в малых и крупных формах фортепианной музыки.

Ключевые слова: фортепианный стиль, музыкальная
фактура, музыкальная форма, русское фортепианное скерцо

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Belash, E. V. (2015). Фортепианная составляющая русского скерцо: европейские истоки и национальная специфика. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 55–58. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.055-058
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Elena V. Belash, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Елена Викторовна Белаш – соискатель кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Alekseyev A. D. Istoriya fortepiannogo iskusstva [The History of the Art of Piano Playing]. Moscow: Muzyka Press, 1988. 415 p.
2. Asaf’ev B. V. Muzykal’naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Leningrad: Muzyka Press, 1971. 376 p.
3. Gakkel’ L. E. Fortepiannaya muzyka XX veka: ocherki [20th Century Piano Music]. Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 1990. 287 p.
4. Drannikova O. O. Ob igrovoy prirode skertso v simfoniyakh XIX v.: istoriko-kul’turologicheskiy aspekt [On the Play Nature of the Scherzos in the 19th Century Symphonies: The Cultorological and Historical Aspects]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2012, No. 1 (10), pp. 32–36.
5. Lobanova M. N. Zapadnoevropeyskoe muzykal’noe barokko: problemy estetiki i poetiki [Western European Baroque Music: Issues of Aesthetics and Poetics]. Moscow: Muzyka Press, 1994. 320 p.
6. Mil’shteyn Ya. I. F. List [F. Liszt]. Vol. 1. Moscow: Muzyka Press, 1970. 864 p.
7. Nazaykinskiy E. V. Zvukovoy mir muzyki [The Sound World of Music]. Moscow: Muzyka Press, 1988. 254 p.
8. Shuman R. O muzyke i muzykantakh [Schumann R. About Music and Musicians]. Vol. 1. Moscow: Muzyka Press, 1975. 407 p.
9. Zhayvoronok N. B. Muzichne vikonavstvo yak fenomen muzichnoi kul’turi: avtoref. dis. … kand. Mistetstvoznavstva [Musical Performance as a Phenomenon of Musical Culture: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Kyiv, 2006. 19 p.