Сюита Д. Д. Шостаковича на стихи Микеланджело и русская философская мысль XX века
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье в философском ракурсе рассматривается одно из по-
следних сочинений Дмитрия Шостаковича – Сюита на стихи
Микеланджело. Композитор осмысливает важнейшие жиз-
ненные универсалии: Истина, Любовь, Творчество, Смерть,
Бессмертие. Музыкальная трактовка понятий обнаруживает
связь мировоззренческих основ композитора и русских фи-
лософов. Интерпретация истины совмещает объективные и
субъективные качества и сближает её с важной для Шоста-
ковича категорией Совести. Хрупкий и отстранённый облик
лирических номеров приближает к пониманию Николаем
Бердяевым обречённости и беззащитности истинной Любви
на земле. Обозначенная русскими философами жертвенность
Творчества раскрывается в Сюите через интонации темы
креста и прелюдии b moll из I тома ХТК Баха. В последних
частях произведения, посвящённых Смерти и Бессмертию,
Шостакович раскрывает важную мысль, близкую Бердяеву и
Франку, о значительности и глубине акта Умирания. Смерть
становится и спасением-сном, и противодействием Злу (пас-
сакалия у Шостаковича), и необходимым условием прибли-
жения к Истине.
Ключевые слова: Дмитрий Шостакович, композиторы
России, музыка и философия, вокальная сюита
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Aranovskiy M. Veka svyazuyushchaya nit' (o syuite dlya basa i fortepiano «Sonety Mikelandzhelo Buonarotti» D. Shostakovicha) [Centuries Binding Thread (Suite for Bass and Piano “Sonnets of Michelangelo Buonarroti” by Shostakovich)]. Novaya zhizn' traditsiy v sovetskoy muzyke [New Life in Soviet Musical Traditions]. Moscow,1989, pp. 207–273.
3. Berdyaev N. Smysl tvorchestva. Opyt opravdaniya cheloveka [The Meaning of Creativity: The Experience of Vindicating the Human Being]. Moscow: Astrel Press, 2011. 668 p.
4. Vishev I. Problema zhizni, smerti i bessmertiya cheloveka v istorii russkoy filosofskoy mysli [The Problem of Life, Death and Immortality of Man in the History of Russian Philosophy]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Press, 2005. 432 p.
5. Ilyin I. Pochemu my verim v Rossiyu [Why do We Believe in Russia]. Moscow: Eksmo Press, 2008. 912 p.
6. Kremer A. Vokal'nye tsikly D. Shostakovicha kak semiosfera poeticheskogo i muzykal'nogo tekstov: dis. … kandidata iskusstvovedeniya [Shostakovich’s Vocal Cycles as the Semiosphere of Poetic and Musical Texts: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2003. 434 p.
7. Losev A. Filosofiya. Mifologiya. Kul'tura [Philosophy. Mythology. Culture]. Moscow: Politizdat,1991. 525 p.
8. Masliy S. Syuita: semantiko-dramaturgicheskiy i istoricheskiy aspekty issledovaniya: dis. … kandidata iskusstvovedeniya [The Suite: The Semantic, Dramatic and Historical Aspects of Research: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2003. 170 p.
9. Savenko S. Slovo o pozdnem tvorchestve Shostakovicha [A Few Words on the Late Music of Shostakovich]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2006, no. 3, pp. 120–122.
10. Solov'ev S. Smysl lyubvi [The Meaning of Love]. Izbrannoe [Selected Works]. Moscow, 1990. 496 p.
11. Pis'ma Dmitriya Dmitrievicha Shostakovicha Borisu Tishchenko s kommentariyami i vospominaniyami adresata [Letters of Dmitri Shostakovich to Boris Tishchenko With Comments and Memories Towards the Addressee]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 1997. 52 p.
12. Florenskiy P. Stolp i utverzhdenie istiny [The Pillar and the Assertion of Truth]. Vol. 1. Moscow: Pravda Press, 1990. 492 p.
13. Frank S. Nepostizhimoe. Ontologicheskoe vvedenie v filosofiyu religii [The Unfathomable. An Ontological Introduction to the Philosophy of Religion]. Moscow: Pravda Press, 1990. 608 p.