Диалог музыки и слова в «Трёх стихотворениях Марины Цветаевой» А. Шнитке

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Veronika V. Shelomentseva

Аннотация

«Три стихотворения Марины Цветаевой» Альфреда Шнитке
– одно из ранних (1965) малоизученных сочинений компози-
тора. В статье раскрывается сущность музыкально-поэтиче-
ского взаимодействия, осуществляется выход к глубинному
уровню смыслообразования в цикле. Принципы структурной
организации музыкальной композиции рассматриваюся на
трёх уровнях. Первый – параметр звуковысотности – отме-
чен выходом к микросерийности, вырастающей из началь-
ной оппозиции двух секундовых интонаций. Второй связан
с сонористической техникой, показывающей различные
темброзвучности. Определённые способы звукоизвлечения
образуют разные виды сонористической фактуры – «точка»,
«россыпь», «пятно» (классификация А. Маклыгина). Третий
уровень – метроритмическая оппозиция чисел 2 и 3. Все три
параметра, взаимодействуя, обусловливают логику процесса
смыслообразования произведения, направленную на поиск
сущности Абсолюта. Для раскрытия этой константы потре-
бовался выход к поэтике цветаевского творчества. Диалоги-
ческая соотнесённость различных систем мировидения поэта
и композитора обнаруживает чрезвычайную их близость по
личностному типу. В фабуле раскрываются важные для твор-
чества Цветаевой мотивы Богоборчества, Богоравности, ан-
дрогинности. Глубинный содержательный слой обнаружива-
ет особое измерение, связанное с трагической констатацией
композитором отсутствия в мире понятий абсолютного Добра
и абсолютного Зла, с его убеждённостью в вечном борении
в человеке противоположных начал. Вместе с тем в финале
произведения Шнитке удаётся достигнуть хрупкого равнове-
сия между противоположными сущностями, утвердив свою
систему этических ценностей.

Ключевые слова: Альфред Шнитке, Марина Цветаева,
вокальный цикл, сонористика

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shelomentseva, V. V. (2014). Диалог музыки и слова в «Трёх стихотворениях Марины Цветаевой» А. Шнитке. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 58–62. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/167
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Veronika V. Shelomentseva, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова

Шеломенцева Вероника Валерьевна –
аспирантка кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Kudrova I. V. Prostory M. Cvetaevoy: poeziya, proza, lichnost' [The Broad Expanse of Marina Tsvetaeva: Poetry, Prose, and Personality]. St. Petersburg: Vita Nova Press, 2003. 600 p.
2. Levi-Stros K. Strukturnaya antropologiya [Claude Levi- Strauss. Structural Anthropology]. Translated from the French by V. V. Ivanov. Moscow: Eksmo–Press, 2001. 512 p.
3. Lotman Yu. M. Proiskhozhdenie syuzheta v tipologicheskom osveshchenii [The Origins of the Plot in the Typological Elucidation]. Izbrannye stat'i [Selected Articles]. In 3 Vol. Vol.1: Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury [Articles on Semiotics and Cultural Typology]. Tallin, 1992. 478 p.
4. Cvetaeva M. I. Mat’ i muzyka [Mother and Music]. Sochinenia: v 2 t. T.2: proza [Works in 2 vol. Vol. 2: Prose]. Moscow, 1980, pp. 94–119.
5. Cvetaeva M. I. Chert [Demn]. Ibid, pp. 127–158.
6. Shul'gin D. I. Gody neizvestnosti Alfreda Shnitke (Besedy s kompozitorom) [Alfred Schnittke’s Years of Obscurity (Conversations with the Composer)]. Moscow: Kompozitor Press, 2004. 110 p.