Диалог музыки и слова в «Трёх стихотворениях Марины Цветаевой» А. Шнитке
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
«Три стихотворения Марины Цветаевой» Альфреда Шнитке
– одно из ранних (1965) малоизученных сочинений компози-
тора. В статье раскрывается сущность музыкально-поэтиче-
ского взаимодействия, осуществляется выход к глубинному
уровню смыслообразования в цикле. Принципы структурной
организации музыкальной композиции рассматриваюся на
трёх уровнях. Первый – параметр звуковысотности – отме-
чен выходом к микросерийности, вырастающей из началь-
ной оппозиции двух секундовых интонаций. Второй связан
с сонористической техникой, показывающей различные
темброзвучности. Определённые способы звукоизвлечения
образуют разные виды сонористической фактуры – «точка»,
«россыпь», «пятно» (классификация А. Маклыгина). Третий
уровень – метроритмическая оппозиция чисел 2 и 3. Все три
параметра, взаимодействуя, обусловливают логику процесса
смыслообразования произведения, направленную на поиск
сущности Абсолюта. Для раскрытия этой константы потре-
бовался выход к поэтике цветаевского творчества. Диалоги-
ческая соотнесённость различных систем мировидения поэта
и композитора обнаруживает чрезвычайную их близость по
личностному типу. В фабуле раскрываются важные для твор-
чества Цветаевой мотивы Богоборчества, Богоравности, ан-
дрогинности. Глубинный содержательный слой обнаружива-
ет особое измерение, связанное с трагической констатацией
композитором отсутствия в мире понятий абсолютного Добра
и абсолютного Зла, с его убеждённостью в вечном борении
в человеке противоположных начал. Вместе с тем в финале
произведения Шнитке удаётся достигнуть хрупкого равнове-
сия между противоположными сущностями, утвердив свою
систему этических ценностей.
Ключевые слова: Альфред Шнитке, Марина Цветаева,
вокальный цикл, сонористика
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Levi-Stros K. Strukturnaya antropologiya [Claude Levi- Strauss. Structural Anthropology]. Translated from the French by V. V. Ivanov. Moscow: Eksmo–Press, 2001. 512 p.
3. Lotman Yu. M. Proiskhozhdenie syuzheta v tipologicheskom osveshchenii [The Origins of the Plot in the Typological Elucidation]. Izbrannye stat'i [Selected Articles]. In 3 Vol. Vol.1: Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury [Articles on Semiotics and Cultural Typology]. Tallin, 1992. 478 p.
4. Cvetaeva M. I. Mat’ i muzyka [Mother and Music]. Sochinenia: v 2 t. T.2: proza [Works in 2 vol. Vol. 2: Prose]. Moscow, 1980, pp. 94–119.
5. Cvetaeva M. I. Chert [Demn]. Ibid, pp. 127–158.
6. Shul'gin D. I. Gody neizvestnosti Alfreda Shnitke (Besedy s kompozitorom) [Alfred Schnittke’s Years of Obscurity (Conversations with the Composer)]. Moscow: Kompozitor Press, 2004. 110 p.