Латинский мотет в творчестве А. Брукнера: к вопросу о традиции и новаторстве
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье характеризуются латинские мотеты Антона Брук-
нера, не исследованные ранее российскими музыковедами.
Помимо русскоязычных публикаций, автор привлекает до-
кументальные материалы, изданные британским учёным
А. Кроуфордом Хауи. В статье выявляется соотношение в
мотетах Брукнера типовых стилистических черт и индивиду-
альных, отразивших мировоззрение композитора. Мотет как
композиция, основанная на тексте религиозного содержания,
в XIX веке существует на латинском и немецком языках.
Мотеты Брукнера представляют латинскую линию и
опираются на архаические стилевые пласты: средневековый
мотет, музыку Палестрины и нидерландских композиторов.
Автор прослеживает связь мотетов с церковной деятельно-
стью Брукнера. В статье рассматриваются особенности хо-
рового письма марианских антифонов «Ave Maria», «Tota
pulchra es, Maria», оффертория «Inveni David», градуалов
«Locus iste», «Christus factus est», «Os justi», «Ecce sacerdos»,
«Virga Jesse», «Vexilla regis». Для мотетов Брукнера характер-
ны небольшие масштабы, использование наряду с хоровым
составом инструментальных партий; излюбленными при-
ёмами становятся яркие динамические контрасты, секвент-
ное развитие, сложные гармонические сочетания. В мотетах
Брукнера соединились элементы архаики с яркими чертами
индивидуального стиля.
Ключевые слова: мотет, латинский мотет, Антон Брук-
нер, полифоническая композиция, Howie A. Crawford
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Beletskiy I. V. Аnton Bruckner 1824–1896: kratkiy ocherk zhizni i tvorchestva: populyarnaya monografiya [Anton Bruckner 1824–1896: A Brief Sketch of his Life and Music: A Popular Monographic Book]. Leningrad: Muzyka Press, 1979. 88 p.
3. Кurth E. Bruckner kak mistik [Bruckner as a Mystic]. Homo musicus. – Moscow, 1999, pp. 79–92.
4. Lebedev S., Pospelova R. Musica latina. Latinskie teksty v muzyke i muzikal’noy nauke [Musica Latina. Latin Texts in Music and Musicology]. Saint Petersburg: Kompozitor Press, 2000. 256 p.
5. Yulpаtоvа Е. Yu. “Stilevoy dialog” v khorovoy muzyke оt Brucknera dо Shnitkе [“The stylistic Dialogue” in the Choral Music of Composers from Bruckner to Schnittke]. Russkaya muzyka v kontekste mirovoy khudozhestvennoy kul’tury: mat. nauchnoy konferentsii v ramkakh III mezhdunarodnogo konkursa molodykh pianistov im. P.А. Serebryakova 12-13 аprelya 2002 g. [Russian Music in the Context of World Culture: Proceedings of the Conference as Part of the Third International P.A Serebriakov Competition for Young Pianists., April 12–13, 2002]. – Volgograd; Saratov, 2002.
6. Howie A. Crawford. Bruckner and the motet. The Cambridge Companion to Bruckner. Part 2: Choral music. Ed. by John Williamson. Cambridge Universaty Press, 2004, pp. 54–63.
7. Howie A. Crawford. Bruckner’s secular vocal compositions. The Cambridge Companion to Bruckner. Part 2: Choral music. Ed. by John Williamson. Cambridge Universaty Press, 2004, pp. 64–78.
8. Мotet. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol.16: Martin y. Coll to Monn. Ed. by Stanley Sadie, John Tyrrell. 2nd ed. Oxford; New York: Grove, 2001.