Латинский мотет в творчестве А. Брукнера: к вопросу о традиции и новаторстве

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Anna N. Koldayeva

Аннотация

В статье характеризуются латинские мотеты Антона Брук-
нера, не исследованные ранее российскими музыковедами.
Помимо русскоязычных публикаций, автор привлекает до-
кументальные материалы, изданные британским учёным
А. Кроуфордом Хауи. В статье выявляется соотношение в
мотетах Брукнера типовых стилистических черт и индивиду-
альных, отразивших мировоззрение композитора. Мотет как
композиция, основанная на тексте религиозного содержания,
в XIX веке существует на латинском и немецком языках.
Мотеты Брукнера представляют латинскую линию и
опираются на архаические стилевые пласты: средневековый
мотет, музыку Палестрины и нидерландских композиторов.
Автор прослеживает связь мотетов с церковной деятельно-
стью Брукнера. В статье рассматриваются особенности хо-
рового письма марианских антифонов «Ave Maria», «Tota
pulchra es, Maria», оффертория «Inveni David», градуалов
«Locus iste», «Christus factus est», «Os justi», «Ecce sacerdos»,
«Virga Jesse», «Vexilla regis». Для мотетов Брукнера характер-
ны небольшие масштабы, использование наряду с хоровым
составом инструментальных партий; излюбленными при-
ёмами становятся яркие динамические контрасты, секвент-
ное развитие, сложные гармонические сочетания. В мотетах
Брукнера соединились элементы архаики с яркими чертами
индивидуального стиля.

Ключевые слова: мотет, латинский мотет, Антон Брук-
нер, полифоническая композиция, Howie A. Crawford

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Koldayeva, A. N. (2013). Латинский мотет в творчестве А. Брукнера: к вопросу о традиции и новаторстве. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 264–268. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/155
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Anna N. Koldayeva, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Колдаева Анна Николаевна –
аспирантка кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Аsаf’ev B.V. Bruckner // Аsаf’ev B. V. О simfonicheskoy i kamernoy muzyke [About the Orchestral and Chamber Music]. Leningrad: Muzyka Press, 1981, pp. 86–91.
2. Beletskiy I. V. Аnton Bruckner 1824–1896: kratkiy ocherk zhizni i tvorchestva: populyarnaya monografiya [Anton Bruckner 1824–1896: A Brief Sketch of his Life and Music: A Popular Monographic Book]. Leningrad: Muzyka Press, 1979. 88 p.
3. Кurth E. Bruckner kak mistik [Bruckner as a Mystic]. Homo musicus. – Moscow, 1999, pp. 79–92.
4. Lebedev S., Pospelova R. Musica latina. Latinskie teksty v muzyke i muzikal’noy nauke [Musica Latina. Latin Texts in Music and Musicology]. Saint Petersburg: Kompozitor Press, 2000. 256 p.
5. Yulpаtоvа Е. Yu. “Stilevoy dialog” v khorovoy muzyke оt Brucknera dо Shnitkе [“The stylistic Dialogue” in the Choral Music of Composers from Bruckner to Schnittke]. Russkaya muzyka v kontekste mirovoy khudozhestvennoy kul’tury: mat. nauchnoy konferentsii v ramkakh III mezhdunarodnogo konkursa molodykh pianistov im. P.А. Serebryakova 12-13 аprelya 2002 g. [Russian Music in the Context of World Culture: Proceedings of the Conference as Part of the Third International P.A Serebriakov Competition for Young Pianists., April 12–13, 2002]. – Volgograd; Saratov, 2002.
6. Howie A. Crawford. Bruckner and the motet. The Cambridge Companion to Bruckner. Part 2: Choral music. Ed. by John Williamson. Cambridge Universaty Press, 2004, pp. 54–63.
7. Howie A. Crawford. Bruckner’s secular vocal compositions. The Cambridge Companion to Bruckner. Part 2: Choral music. Ed. by John Williamson. Cambridge Universaty Press, 2004, pp. 64–78.
8. Мotet. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol.16: Martin y. Coll to Monn. Ed. by Stanley Sadie, John Tyrrell. 2nd ed. Oxford; New York: Grove, 2001.