Трактат Готфрида Генриха Штёльцеля о речитативе: к истории музыкально-теоретических учений эпохи барокко

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Денис Г. Ломтев

Аннотация

Впервые в отечественном музыкознании детально анализируется трактат композитора Готфрида Генриха Штёльцеля (1690–1749) о речитативе, созданный предположительно в 1739–1749 годах, то есть в последнее десятилетие его жизни. Это научно-практическое руководство представляет собой уникальный источник, систематизирующий распространённые тогда нормы мелодического и гармонического строения речитатива, употребляемого в немецкой церковной музыке.
В анализе отмечается адаптация некоторых положений из трудов И. Маттезона, Х.Ф. Гунольда, И.Й. Фукса и И.Д. Хайнихена; с привлечением ранее написанного трактата Штёльцеля о композиции разъясняется принцип мелодического воплощения заключительных фрагментов стиха или строфы (клаузул). Подробно рассматривается глава «О некоторых вольностях речитативного стиля», целиком посвящённая правилам его гармонического устройства. Наконец, оценивается связь трактата с практикой музыкального исполнительства того времени.


Ключевые слова: музыка барокко, речитатив, структура строфы, клаузула, генерал-бас.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Ломтев, Д. Г. (2024). Трактат Готфрида Генриха Штёльцеля о речитативе: к истории музыкально-теоретических учений эпохи барокко. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 55(2), 184–195. https://doi.org/10.17674/2782-3601.2024.2.184-195
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Денис Г. Ломтев, Независимый исследователь, музыкальный издатель, г. Дрезден, Германия

Кандидат искусствоведения