О цикличности 10 прелюдий op. 23 С.В. Рахманинова в свете драматургии его Второго фортепианного концерта

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Кирилл В. Дискин

Аннотация

Формула «от мрака к свету» нередко упоминается в связи со Вторым фортепианным концертом С.В. Рахманинова, но иногда и с другими его сочинениями, среди которых – Вариации на тему Ф. Шопена op. 22, 10 Прелюдий op. 23, цикл из 24-х прелюдий. Но каким смыслом наполняется эта формула в приложении к рахманиновским опусам? Равно ли она справедлива для Второго концерта и для тетради Прелюдий op. 23, которую одни считают лишь сборником, а другие – циклом?
Предлагаемая статья представляет собой два очерка. В первом рассматривается драматургическая линия, которую образует побочная тема в сонатной форме I части Концерта. Анализ этой линии позволяет сделать вывод о скрытом сюжете I части как о драме, которая разрешается в финале Концерта. Во втором очерке фокус внимания сосредоточен на Прелюдиях fis-moll и Ges-dur, а также на тональном плане опуса 23. Осмысление взаимосвязи этих пьес и закономерностей тонального плана опуса предлагает новые доказательства в пользу его цикличности. Выясняется, что крайние прелюдии образуют не только тональную арку, но и драматургическую логику: первая задаёт драматическую коллизию, которая разрешается в конце цикла. Драматургия цикла прелюдий оказывается подобной драматургии Концерта, а между их тональными планами заметны общие закономерности. При этом их концепции не тождественны: и драма, и её разрешение в цикле прелюдий отличаются от драмы и её разрешения в Концерте.


Ключевые слова: С.В. Рахманинов, фортепианный концерт, прелюдия, инструментальный цикл, драматургия, анализ музыкальных произведений, сонатная форма, побочная тема.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Дискин, К. В. (2024). О цикличности 10 прелюдий op. 23 С.В. Рахманинова в свете драматургии его Второго фортепианного концерта. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 55(2), 67–81. https://doi.org/10.17674/2782-3601.2024.2.067-081
Раздел
История и теория музыки
Биография автора

Кирилл В. Дискин, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки