К теории ритма Сабанеева: вместо предисловия

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Александр О. Максименко

Аннотация

В статье анализируется теория ритма Л. Сабанеева, отличающаяся от традиционного понимания данного феномена в качестве исключительно временной организации искусства. Исследователь, опираясь на психологию и физиологию восприятия, рассматривает ритм как принцип организации формы произведений для достижения максимального впечатления. Идеи Сабанеева касаются роли контрастов и аналогов как художественных элементов, «эстетических ожиданий» и «принципа наименьшего действия в искусстве», когда минимальные средства создают максимальное эстетическое воздействие. В статье сравниваются основные идеи Сабанеева о ритме в их ранней и поздней версиях (статья «Ритм» 1917 года и книга «Музыка речи» 1923-го), а также прослеживается развитие этих идей в последующих его работах, например, о роли золотого сечения в искусстве
и так называемых «вкусовых групп» в истории музыки.
Теория Сабанеева представляет интерес благодаря эмпирическому подходу, интегрирующему современные психологические и физиологические термины, и предлагает свой категориальный аппарат для анализа произведений искусства, в том числе современных.


Ключевые слова: Леонид Сабанеев, теория ритма, физиология восприятия, эстетический потенциал, эстетическое ожидание, контрасты и аналоги, принцип наименьшего действия.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Максименко, А. О. (2024). К теории ритма Сабанеева: вместо предисловия. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 55(2), 7–17. https://doi.org/10.17674/2782-3601.2024.2.007-017
Раздел
Из истории отечественной мысли о музыке
Биография автора

Александр О. Максименко

Музыковед