Стилистические черты камерно-инструментального ансамбля в творчестве китайских композиторов

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Сяо Цяосун

Аннотация

В статье на основе изучения наиболее репрезентативных произведений китайских композиторов ХХ века, написанных в жанре камерно-инструментального ансамбля, рассматриваются основные музыкально-выразительные средства, отражающие специфику трактовки европейского жанра на национальной почве. Указывается, что вектор стилистической системы камерного ансамбля определяет взаимодействие восточных и западных элементов. Автор рассматривает такие значимые аспекты музыкального письма, как тематический (тематизм и методы его развития), ладогармонический и фактурный, метроритмический, темброво-сонорный. Оригинальный характер тематизма обусловлен широким спектром взаимодействия авторского и фольклорного материала, охватывающим обработку традиционных тем, стилизацию, сохранение в авторском тематизме отдельных национальных оборотов. Отмечается особое отношение к звуку с позиций китайской музыкальной эстетики. Специфика композиторских решений в области гармонии обусловлена мелодической природой китайских ладов, что дополняет европейский мажоро-минор нетерцовыми аккордами, аккордовым параллелизмом. Темброво-сонорное своеобразие формируется благодаря имитации звучания китайского инструментария средствами европейских инструментов камерного ансамбля, специфической манере исполнения и орнаментике.
Интенсивный творческий поиск китайских композиторов, осуществлённый в русле взаимодействия восточных и западных традиций, таким образом, позволил им создать корпус уникальных сочинений в классическом европейском жанре, обеспечив не только его высокий статус в морфологической системе китайской музыки XXI века, но и повышенный интерес к нему со стороны мирового музыкального сообщества.


Ключевые слова: китайский камерно-инструментальный ансамбль, китайская современная музыка, жанр, стилистика, тематизм, инструментарий.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Цяосун, С. (2024). Стилистические черты камерно-инструментального ансамбля в творчестве китайских композиторов. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 54(1), 143–150. https://doi.org/10.17674/2782-3601.2024.1.143-150
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Сяо Цяосун, Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки, г. Нижний Новгород, Россия

Соискатель учёной степени кандидата искусствоведения, кафедра истории музыки