Прямострунный рояль «Barenboim-Maene»: конструктивные особенности, перспективы развития, исполнительская практика

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Иван В. Калатай

Аннотация

Настоящая статья посвящена новому акустическому роялю “Barenboim-Maene”, появившемуся в 2015 году, отличительной особенностью которого является параллельное расположение всех струн. Описаны предпосылки появления инструмента, история его разработки Даниэлем Баренбоймом и Крисом Маене. В публикации представлен процесс реализации идеи, анализируются конструктивные свойства данного рояля. Сравнительные характеристики концертного варианта инструмента “Barenboim-Maene” отражены в соотношении с современным и наиболее распространённым роялем высокого класса “Steinway&Sons”, модель D274. Выбор сравниваемой марки обусловлен уровнем инженерной мысли, заложенной её авторами, и качеством выпускаемой продукции на протяжении более ста лет. Отмечается, что конструктивные особенности рояля “Barenboim-Maene” имеют сходные черты с историческими клавирами XVIII–первой трети XIX века.
Прогнозирование дальнейших перспектив бытования нового инструмента на академической концертной эстраде даётся в опоре на значимые тенденции в фортепианном исполнительстве, в частности, поиск дополнительных темброво-стилевых ресурсов. В отличие от музыкантов, избравших путь исторически информированного исполнительства (в последнее время термин «аутентичное исполнительство» сменился на формулировку «исторически информированное исполнительство», или HIP, от англ. historically informed performance), Баренбойм предпочёл создать новый инструмент, основанный на синтезе конструкции современных акустических музыкальных инструментов и исторических оригинальных клавиров. Исходя из рекомендаций Баренбойма, анализа исполненных им на рояле “Barenboim-Maene” произведений, освещён возможный репертуарный спектр данного инструмента.


Ключевые слова: “Barenboim-Maene”, прямострунный рояль, акустический рояль, Даниэль Баренбойм, Крис Маене.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Калатай, И. В. (2024). Прямострунный рояль «Barenboim-Maene»: конструктивные особенности, перспективы развития, исполнительская практика. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 54(1), 124–133. https://doi.org/10.17674/2782-3601.2024.1.124-133
Раздел
Музыкальное исполнительство: история и современность
Биография автора

Иван В. Калатай, Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, г. Новосибирск, Россия

Преподаватель кафедры специального фортепиано