Духовная музыка С.В. Рахманинова: вопросы жанровой специфики и исполнительства

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Андрей Б. Ковалев

Аннотация

Статья посвящена особенностям воплощения традиционных жанров русской духовной музыки в творчестве С.В. Рахманинова (хоровым циклам Литургии св. Иоанна Златоуста ор. 31, Всенощного бдения ор. 37, духовного концерта «В молитвах неусыпающую Богородицу»). В центре внимания – жанровая специфика духовной музыки и вопросы исполнительства. Специфические особенности произведений Рахманинова рассматриваются с точки зрения принадлежности духовно-музыкального произведения к жанровой группе и разновидности, трактовки композитором церковнославянского богослужебного текста, а также принципов композиционного построения произведения.
В результате проведённого анализа делается вывод о том, что духовные произведения Рахманинова находятся между условно обозначаемыми богослужебным и внебогослужебным жанровыми полюсами, сочетая в себе элементы церковно-певческой традиции и некоторую удалённость от неё. Кроме того, рассматривается возможность исполнения духовных произведений композитора как на клиросе, так и вне богослужения.


Ключевые слова: С.В. Рахманинов, традиционные жанры русской духовной музыки, богослужебно-хоровой цикл, гармонизация, свободная авторская композиция, клиросное пение, внебогослужебное исполнение.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Ковалев , А. Б. (2024). Духовная музыка С.В. Рахманинова: вопросы жанровой специфики и исполнительства. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 54(1), 112–123. https://doi.org/10.17674/2782-3601.2024.1.112-123
Раздел
Конференции. Симпозиумы. События в науке
Биография автора

Андрей Б. Ковалев , Академия хорового искусства имени В. С. Попова, г. Москва, Россия

Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и теории музыки