«Алеко»: от Императорских театров до заводских клубов (к истории постановок оперы С.В. Рахманинова)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Марина В. Михеева

Аннотация

Сценическая судьба «Алеко» С.В. Рахманинова сложилась достаточно благополучно: опера ставилась целиком на различных театральных сценах, многие вокальные и инструментальные номера вскоре после премьеры стали любимы исполнителями и обрели самостоятельную концертную жизнь. Благодаря своей камерности в первые годы советской власти она нередко включалась в программы самодеятельности на фабриках, заводах, в Домах культуры, некоторые из этих спектаклей даже освещались в печати.
В настоящей статье представлены неизвестные ранее страницы истории постановок «Алеко», что стало возможным после изучения комплекта оркестровых партий оперы, хранящегося в Государственной библиотеке Мариинского театра (Санкт-Петербург). Так, были выявлены записи оркестрантов, относящиеся к петербургским исполнениям в Михайловском театре и Таврическом дворце, в Большом и Новом театре в Москве, а также к многочисленным «гастрольным показам», включая Соединённые Штаты Америки. Архивные записи содержат уникальные сведения о репетициях (даты, часы, продолжительность), исполнителях (музыканты оркестра, певцы, дирижёры) и другие «заметки на полях», связанные с постановками оперы. Дополняют сюжет и хроникальные свидетельства рецензентов советских газет, не только разбирающих способности непрофессиональных участников спектаклей, но и ставящих вопрос о репертуарной политике в целом, в связи с «излишней чувственностью» оперы Рахманинова.


Ключевые слова: С.В. Рахманинов, опера «Алеко», Государственная библиотека Мариинского театра, Михайловский театр, оркестровые партии, советская периодика 1920-х годов, самодеятельность.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Михеева, М. В. (2024). «Алеко»: от Императорских театров до заводских клубов (к истории постановок оперы С.В. Рахманинова). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 54(1), 100–111. https://doi.org/10.17674/2782-3601.2024.1.100-111
Раздел
Конференции. Симпозиумы. События в науке
Биография автора

Марина В. Михеева, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург, Россия

Кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории русской музыки;

Главный редактор журнала Musicus, член Союза композиторов Санкт-Петербурга