Явление и понятие «новой простоты» в зарубежном и отечественном музыкознании

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Лилия А. Воротынцева

Аннотация

Статья посвящена исследованию феномена «новой простоты» в научном дискурсе. Автор стремится раскрыть основные музыковедческие направления изучения данного явления: как стилевую ориентацию и как эстетическую концепцию.
Цель настоящего исследования – осветить основные подходы осмысления феномена «новой простоты» в современном музыкальном искусстве. Основная задача – проанализировать различные подходы в изучении «новой простоты» в музыкознании. Предмет – проявление «новой простоты» в композиторском творчестве.
В работе представлены музыковедческие исследования, так или иначе посвящённые явлению «новой простоты». Автор разделяет их на два вектора, указывая на то, что отсутствие магистральной стилевой линии современного композиторского творчества, априори исключающей конфликт «старого» и «нового», традиционного и инновационного, «простого» и «сложного», значительно усложняет исследовательскую деятельность.
В музыкальном творчестве «новая простота» проявлена по-разному, каждый композитор избирает собственный путь опрощения музыкальной лексики, отталкиваясь от индивидуальных взглядов на творчество и музыкальное искусство в целом, что естественно вызывает необходимость рассматривать «новую простоту», отталкиваясь исключительно от авторской философско-эстетической концепции.
В заключение автор настоящего исследования приходит к выводу, что «новая простота» представляет собой некий контрпроцесс, инициированный кризисными состояниями культуры, которая на определённом историческом этапе порождает перенасыщенное в техническом и языковом плане музыкальное искусство. Феномен «новой простоты» необходимо рассматривать как стилевую тенденцию и индивидуальный авторский философско-эстетический концепт, направленный на опрощение музыкального выражения и возвращение музыке коммуникативной функции.


Ключевые слова: «новая простота», «неактуальный стиль», опрощение, композиторская практика, постмодернизм.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Воротынцева, Л. А. (2024). Явление и понятие «новой простоты» в зарубежном и отечественном музыкознании. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 54(1), 68–77. https://doi.org/10.17674/2782-3601.2024.1.068-077
Раздел
История и теория музыки
Биография автора

Лилия А. Воротынцева, Луганская государственная академия культуры и искусств им. Михаила Матусовского, г. Луганск, Россия

Кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории музыки