Жизнь музыки и музыка жизни (заметки 1956, 1957, 1958, 1959, 1960 гг.)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Виктор П. Бобровский

Аннотация

В.П. Бобровский в своих дневниковых записях «Жизнь музыки и музыка жизни (заметки 1956, 57, 58, 59, 60 гг.)» обращается к идее своей жизни, формулируя её и развивая некоторые связанные с ней положения. Для первой части, которая публикуется в этом номере журнала, отобраны фрагменты рукописи, в которых речь идёт о наиболее общих проблемах, связанных с темой. Для удобства восприятия в тексте в квадратных скобках указаны основные темы. Это, в частности: соотношение жизни и музыки, музыка в ряду искусств, закономерности организации жизни и музыки и формы их проявления, соотношение общего и индивидуального в музыке и в жизни, роль индивидуального в музыке и в жизни, природа музыкального образа, форма и содержание в музыке, аналогия между живым организмом и музыкальным произведением, объективная «несвобода» и субъективная свобода в музыке и в жизни, диалектический путь познания содержания музыкального произведения, чувственно-рациональное и сверхчувственное постижение музыки и жизни. В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация.


Ключевые слова: соотношение жизни и музыки, общее и индивидуальное в музыке и в жизни, музыкальный образ, форма и содержание в музыке, диалектический путь познания содержания музыкального произведения.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Бобровский, В. П. (2024). Жизнь музыки и музыка жизни (заметки 1956, 1957, 1958, 1959, 1960 гг.). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 54(1), 56–67. https://doi.org/10.17674/2782-3601.2024.1.056-067
Раздел
Из истории отечественной мысли о музыке
Биография автора

Виктор П. Бобровский

Виктор Петрович Бобровский (1906–1979), доктор искусствоведения, профессор. Один из основателей функциональной школы в современном музыкознании, создатель функциональной теории музыкальной формы, переменности её функций, позволившей объяснить многие нетиповые формы в музыке эпохи романтизма и XX века. Автор многочисленных работ о Шостаковиче, двух томов очерков «Тематизм как фактор музыкального мышления» на материале творчества Моцарта, Бетховена, Шопена, Шумана, Дебюсси, Чайковского, Мусоргского и др. Преподавал в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (1949–1970), в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (1954–1963, 1972–1978). Параллельно работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания (1970–1979). Среди его учеников известные музыканты: Ю.М. Буцко, Ю.В. Воронцов, В.Б. Валькова, Ю.И. Паисов, М.П. Рахманова, В.В. Рубцова, М.А. Сапонов, Е.Р. Скурко, А.С. Соколов, И.О. Цахер и др.