Морис Равель. Характеристика его творческой деятельности и очерк его жизни
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Редакция продолжает сложившуюся в предыдущих выпусках журнала традицию публикации научных материалов Л.Л. Сабанеева, ставших библиографической редкостью и практически недоступных отечественному читателю. Многие материалы, хранившиеся в парижском архиве Леонида Леонидовича, как мы уже писали [1, с. 36–37], вместе с разрешением на публикацию были переданы его дочерью, В.Л. Сабанеевой-Ланской, профессору Т.Ю. Масловской и введены в круг музыковедческой литературы. Значительный интерес вызывает исследование Л. Сабанеева, посвященное творчеству М. Равеля [8] (1924 г.) и образующее в своем роде арку к работе автора о Дебюсси 1922 года, републикация которой так же состоялась на страницах нашего журнала [6–8].
Сабанеев выявляет корни стиля Равеля в музыке Куперена, Рамо, а также композиторов русской школы (Римского-Корсакова, Мусоргского). В свою очередь, сравнение с Дебюсси позволяет раскрыть общее и различное в миросозерцании, содержании, жанровой системе произведений двух композиторов, мелодико-ритмической, фактурной организации музыкальной ткани, в гармоническом языке и трактовке формы. Сабанеев обнаруживает связь музыки Равеля с античной поэтикой, подчеркивает роль тембральной стороны («экзотика необычных составов»). В качестве главной концепции стиля музыковед называет изысканность колорита («звуковое чарование, волшебство»), прослеживает данную особенность на уровне всех средств выразительности, но при этом отмечает «монотонию роскоши». Ярко прочерченная линия эволюции стиля в совокупности с фактами биографии создают ёмкий, целостный портрет художника 1900-начала 1920-х годов.
В публикуемом тексте сохранены особенности стилистики оригинала, однако орфография и пунктуация даны в соответствии с правилами современного русского языка.
Ключевые слова: французская музыка, Равель, звукосозерцание, утонченность, колористичность, ориентализм, эллинизм, ритм, мелодия, тембр.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.