Конфликт миров в опере «Палестрина» Ханса Пфицнера

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Анастасия Г. Пыжьянова

Аннотация

Статья посвящена опере «Палестрина» немецкого композитора рубежа XIX–XX веков Ханса Пфицнера (Hans Pfitzner, 1869–1949). Заявленная проблема в первую очередь исходит из особенностей избранного, представляющегося весьма интересным с различных точек зрения сочинения. Сама тема оперы «Палестрина» отсылает к легенде о создании великим полифонистом XVI века Missa “Papae Marcelli” (Мессы «Папы Марчелло») – духовного произведения для мужского хора а капелла. Второй важный аспект – фигура автора оперы, приверженца и последователя идей Рихарда Вагнера и романтического искусства в целом. Пфицнер, чьё музыкальное и литературное творчество представляется своеобразным символом борьбы с новыми течениями XX века, в легенде о Палестрине обнаружил отчётливую оппозицию между двумя мирами: гением, наследником идей прошлого, и современным ему обществом. В опере «Палестрина» прослеживаются три уровня взаимодействия «старого» и «нового», репрезентируемые, главным образом, гармоническими средствами, анализ которых стал главной целью статьи.


Ключевые слова: музыка Германии, поздний романтизм, Ханс Пфицнер, опера XX века, гармония и стиль.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Пыжьянова, А. Г. (2023). Конфликт миров в опере «Палестрина» Ханса Пфицнера. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 53(4), 49–57. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1478
Раздел
Музыка XX–XXI веков
Биография автора

Анастасия Г. Пыжьянова, Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, г. Екатеринбург, Россия

Аспирант кафедры теории музыки