О роли ритуально-мифологической образности в музыкальной драме В.А. Успенского «Фархад и Ширин»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Натэлла В. Чахвадзе

Аннотация

Автор статьи стремится выяснить, какие способы отражения национального своеобразия помогли русским композиторам, работавшим в Узбекистане и решавшим сложнейшую проблему освоения многоголосных европейских жанров и форм, снискать успех у узбекской аудитории. Проблема не утратила актуальности в наше время, поскольку накопленный опыт продемонстрировал следующее: она не сводится лишь к цитированию, обработкам или созданию музыкального материала в народном духе.
Рассматривая с новых позиций (это позволяют сделать подходы, опробованные в литературоведении, изучавшем мифы, ритуалы и обрядовые действа) первую в Узбекистане многоголосную музыкальную драму «Фархад и Ширин», созданную В.А. Успенским и одобренную узбекской аудиторией, автор приходит к выводам, отличным от результатов, полученных исследователями-предшественниками. В процессе анализа удаётся выявить архетипичные мотивы и образы, определившие особенности музыкальной драмы В. Успенского, вскрыть её связь с литературным первоисточником, поэмой А. Навои, и доказать, что найденные композитором решения продолжили узбекскую национальную традицию. В качестве связующей нити между классическим музыкальным и литературным наследием и созданным композитором многоголосным опусом выступили не только цитируемые мелодии, но и мифологически-ритуальные архетипы. Так, Успенскому удалось предвосхитить драматургические находки узбекских авторов, работавших в пору зрелости национальной композиторской школы, в 1980-е годы ХХ века.


Ключевые слова: В.А. Успенский, музыкальная драма, суфийские мотивы, миф, обряд, ритуал в музыке.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Чахвадзе , Н. В. (2023). О роли ритуально-мифологической образности в музыкальной драме В.А. Успенского «Фархад и Ширин». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 52(3), 112–122. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1469
Раздел
История и теория музыки
Биография автора

Натэлла В. Чахвадзе , Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, г. Магнитогорск, Россия

Доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры истории и теории музыки