Экуменизм в музыкальном творчестве отечественных композиторов конца XX века
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Музыкальное искусство конца XX века обращается к смеше-
нию различных традиций, в том числе и религиозных. Экуме-
низм – объединение разных религиозных культур в творче-
стве одного композитора – становится характерной приметой
современного искусства. Автор статьи обращается к творче-
ству композиторов А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдули-
ной, вместивших опыт мировидения христианской культуры.
Так, важнейшей идеей Четвёртой симфонии А. Шнитке
является сосуществование и единение разных конфессий: на
уровне музыкального ряда композитор прибегает к стилизации
культовой музыки различных вероисповеданий: православно-
го, католического, протестанского и синагогального пения.
Смешение различных языковых форм в Реквиеме
Э. Денисова символизирует наднациональный уровень по-
этических обобщений. Соединение различных католических
и православных жанров в оратории «История жизни и смер-
ти Господа нашего Иисуса Христа» становится проявлением
«всемирной открытости» духовной культуры.
При выборе религиозных тем С. Губайдулина обраща-
ется к таким, которые оказываются общими для всех ветвей
христианства, и восточных, и западных: моление Богу перед
лицом смерти, видение апокалипсиса, славление Творца и т.д.
Стилизуя древнюю церковную музыку (как, например, «Семь
слов Христа»), Губайдулина добивается колорита, одновре-
менно близкого византийскому, григорианскому пению и рус-
скому знаменному распеву.
Экуменизм в музыкальном творчестве современных ком-
позиторов на духовную тематику не только обусловливает
стилистическую широту музыкального прочтения, но замет-
но углубляет представления о единстве мира и человеческой
культуры. Тем самым эвристическая значимость музыки под-
нимается на более высокий уровень.
Ключевые слова: экуменизм, духовная тема в музыке,
А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Denisov E. Esli ty nastoyashchiy artist, ty vsegda nezavisim [ If You are a Real Artist, You are Always Independent…]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy], 1994, no. 3, pp. 72–76.
3. Ivashkin A. Besedy s Al’fredom Shnitke [Conversations with Alfred Schnittke]. Мoscow: RIK Kul’tura Press. 1994. 304 p.
4. Nemkova O. «Ave Maria» Eleny Gokhman v kontekste otechestvennoy dukhovnoy muzyki rubezha XX – XXI stoletiy [“Ave Maria” by Elena Gochman in the Context of 20th and 21st Century Russian Sacred Music]. Traditsii khudozhestvennogo obrazovaniya i vospitaniya: istoriya i sovremennost’. Mezhvuzovskiy sb. nauch. tr. po mat. Vseros. nauch.-prakt. konf. «Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya v kontekste otechetvennoy kul’tury» [The Traditions of Artistic Education: History and Modernity: An Inter-University Compilation of Research Treatises, on the Materials of the Russian Practical Research Conference “The Saratov State Conservatory in the Context of National Culture”]. Saratov, 2004, pр. 76–79.
5. Kholopova V. Sofiya Gubaydulina: putevoditel’ po proizvedeniyam [Sofia Gubaidulina. A Guidebook to Her Compositions]. Moscow: Kompozitor Press, 2001. 56 p.
6. Khomuttsov S. Dukhovnost’, eyo podobiya i antipody v kul’ture: avtoref. dis. ... doktora filosofskikh nauk [Spirituality, its Likenesses and Antipodes in Culture: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Philosophical Sciences]. Barnaul, 2009. 26 p.
7. Tsenova V. Edison Denisov: pered zakatom tysiacheletiya [Edison Denisov: Before the Twilight of the Millennium]. Muzyka Rossii: ot srednikh vekov do sovremennosti: sb. st., vyp. 2 [The Music of Russia: from the Middle Ages to Modernity. Compilation of Articles], issue 2. Moscow, 2004, pp. 186–213.