Экуменизм в музыкальном творчестве отечественных композиторов конца XX века

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexandra G. Trukhanova

Аннотация

Музыкальное искусство конца XX века обращается к смеше-
нию различных традиций, в том числе и религиозных. Экуме-
низм – объединение разных религиозных культур в творче-
стве одного композитора – становится характерной приметой
современного искусства. Автор статьи обращается к творче-
ству композиторов А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдули-
ной, вместивших опыт мировидения христианской культуры.
Так, важнейшей идеей Четвёртой симфонии А. Шнитке
является сосуществование и единение разных конфессий: на
уровне музыкального ряда композитор прибегает к стилизации
культовой музыки различных вероисповеданий: православно-
го, католического, протестанского и синагогального пения.
Смешение различных языковых форм в Реквиеме
Э. Денисова символизирует наднациональный уровень по-
этических обобщений. Соединение различных католических
и православных жанров в оратории «История жизни и смер-
ти Господа нашего Иисуса Христа» становится проявлением
«всемирной открытости» духовной культуры.

При выборе религиозных тем С. Губайдулина обраща-
ется к таким, которые оказываются общими для всех ветвей
христианства, и восточных, и западных: моление Богу перед
лицом смерти, видение апокалипсиса, славление Творца и т.д.
Стилизуя древнюю церковную музыку (как, например, «Семь
слов Христа»), Губайдулина добивается колорита, одновре-
менно близкого византийскому, григорианскому пению и рус-
скому знаменному распеву.
Экуменизм в музыкальном творчестве современных ком-
позиторов на духовную тематику не только обусловливает
стилистическую широту музыкального прочтения, но замет-
но углубляет представления о единстве мира и человеческой
культуры. Тем самым эвристическая значимость музыки под-
нимается на более высокий уровень.

Ключевые слова: экуменизм, духовная тема в музыке,
А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Trukhanova, A. G. (2013). Экуменизм в музыкальном творчестве отечественных композиторов конца XX века. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 210–214. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/145
Раздел
Современное музыкальное искусство
Биография автора

Alexandra G. Trukhanova, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Александра Геннадиевна Труханова – кандидат искусствоведения,
доцент кафедры дирижирования
академическим хором

Библиографические ссылки

1. Berdyaev N. Vselenskost’ i konfessionalizm [Universality and Confessionalism]. Khristianskoe vossoedinenie: sb. st. [The Reunification of the Christian Denominations: a Compilation of Articles]. Paris: YMCA–PRESS, 1933, pp. 63–81.
2. Denisov E. Esli ty nastoyashchiy artist, ty vsegda nezavisim [ If You are a Real Artist, You are Always Independent…]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy], 1994, no. 3, pp. 72–76.
3. Ivashkin A. Besedy s Al’fredom Shnitke [Conversations with Alfred Schnittke]. Мoscow: RIK Kul’tura Press. 1994. 304 p.
4. Nemkova O. «Ave Maria» Eleny Gokhman v kontekste otechestvennoy dukhovnoy muzyki rubezha XX – XXI stoletiy [“Ave Maria” by Elena Gochman in the Context of 20th and 21st Century Russian Sacred Music]. Traditsii khudozhestvennogo obrazovaniya i vospitaniya: istoriya i sovremennost’. Mezhvuzovskiy sb. nauch. tr. po mat. Vseros. nauch.-prakt. konf. «Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya v kontekste otechetvennoy kul’tury» [The Traditions of Artistic Education: History and Modernity: An Inter-University Compilation of Research Treatises, on the Materials of the Russian Practical Research Conference “The Saratov State Conservatory in the Context of National Culture”]. Saratov, 2004, pр. 76–79.
5. Kholopova V. Sofiya Gubaydulina: putevoditel’ po proizvedeniyam [Sofia Gubaidulina. A Guidebook to Her Compositions]. Moscow: Kompozitor Press, 2001. 56 p.
6. Khomuttsov S. Dukhovnost’, eyo podobiya i antipody v kul’ture: avtoref. dis. ... doktora filosofskikh nauk [Spirituality, its Likenesses and Antipodes in Culture: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Philosophical Sciences]. Barnaul, 2009. 26 p.
7. Tsenova V. Edison Denisov: pered zakatom tysiacheletiya [Edison Denisov: Before the Twilight of the Millennium]. Muzyka Rossii: ot srednikh vekov do sovremennosti: sb. st., vyp. 2 [The Music of Russia: from the Middle Ages to Modernity. Compilation of Articles], issue 2. Moscow, 2004, pp. 186–213.