«Начало учению нотнаго знамени всякому пению» – второй трактат Николая Дилецкого?

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Анна В. Булычёва

Аннотация

Статья посвящена загадочным словам из трактата Н.П. Дилецкого «Грамматика мусикийская»: «якоже рекох в тихоновской мусикии…». Слова эти находятся в третьей редакции трактата, составленной Дилецким в 1678–1679 годах для Г.Д. Строганова. Вплоть до недавнего времени они трактовались в научной литературе как неопровержимое свидетельство участия Дилецкого в написании Тихоном Макарьевским его трактата «Ключ разумения», пока Е.Е. Воробьёв, опираясь на вновь открытый им рукописный источник «Ключа», не доказал невозможность такого сотрудничества. В данной статье предложена гипотеза, какой именно текст имел в виду Дилецкий. Упомянув «Тихонову мусикию», он далее говорит о системе двух ладов – весёлого (мажорного) и печального (минорного). Идея эта для своего времени была новаторской. Среди дошедших до нас русских трактатов последней трети XVII века она присутствует лишь в двух: в «Грамматике мусикийской» Н. Дилецкого и в анонимном труде «Начало учению нотнаго знамени всякому пению». Содержание последнего согласуется с содержанием «Грамматики мусикийской», в то же время дополняя классификацию ключей. Наша гипотеза заключается в том, что Дилецкий был автором «Начала учению…» и первоначально записал этот краткий, ёмкий текст на свободных листах в принадлежавшем Строганову не дошедшем до наших дней экземпляре «Ключа разумения» Тихона Макарьевского.


Ключевые слова: Николай Дилецкий, «Грамматика мусикийская», Тихон Макарьевский, «Ключ разумения», партесное пение.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Булычёва, А. В. (2023). «Начало учению нотнаго знамени всякому пению» – второй трактат Николая Дилецкого?. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 51(2), 58–64. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1445
Раздел
Из истории отечественной музыкальной культуры
Биография автора

Анна В. Булычёва, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, г. Москва, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории зарубежной музыки