Лебединая песня Николая Каретникова. По следам мировой премьеры Второй камерной симфонии

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Александр Я. Селицкий

Аннотация

Вторая камерная симфония Николая Каретникова (1930–1994) дождалась мировой
премьеры лишь в июне 2021 года и вызвала большой интерес музыкальной общественности. Сочинение, оставшееся незавершённым, подготовил к премьере известный дирижёр Игорь Блажков, которого связывали с композитором многие годы творческой и личной дружбы. Родоначальником жанра выступил А. Шёнберг, в своей Первой камерной симфонии (1906) радикально сокративший исполнительский состав и продолжительность звучания музыки. Московский мастер, остававшийся до конца дней убеждённым последователем нововенской школы, 12-тонового метода композиции, наследует и этой шёнберговской традиции. Будучи симфонией камерной, произведение по сути является симфонией в полном смысле, о чём свидетельствует глубина художественного обобщения, яркая идейная концепция, динамичность и целеустремлённость развития. Драматургия произведения остро конфликтна. Конкретизировать содержание противоборствующих образов помогают аналогии с театральными партитурами Каретникова, в первую очередь, балетом «Крошка Цахес». В обобщённом плане центральный конфликт истолковывается как противостояние несвободы и свободы, а это – одна из центральных идей всего творчества Каретникова. Конфликт развёртывается на всём протяжении формы и на самых последних тактах разрешается победой позитивных сил. Цель статьи – осмыслить произведение в нескольких аспектах: теоретико-аналитическом (с точки зрения тематизма, формы, драматургии); историческом – на фоне истории жанра, в ряду иных жанров наследия Каретникова, в контексте позднего творчества автора.


Ключевые слова: Камерная симфония, оркестровый состав, конфликтная драматургия, додекафония, Шёнберг, Веберн, Блажков.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Селицкий, А. Я. (2023). Лебединая песня Николая Каретникова. По следам мировой премьеры Второй камерной симфонии. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 50(1), 85–96. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1429
Раздел
Из истории отечественной музыкальной культуры
Биография автора

Александр Я. Селицкий, Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, г. Ростов-на-Дону, Россия

Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки