Лебединая песня Николая Каретникова. По следам мировой премьеры Второй камерной симфонии
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Вторая камерная симфония Николая Каретникова (1930–1994) дождалась мировой
премьеры лишь в июне 2021 года и вызвала большой интерес музыкальной общественности. Сочинение, оставшееся незавершённым, подготовил к премьере известный дирижёр Игорь Блажков, которого связывали с композитором многие годы творческой и личной дружбы. Родоначальником жанра выступил А. Шёнберг, в своей Первой камерной симфонии (1906) радикально сокративший исполнительский состав и продолжительность звучания музыки. Московский мастер, остававшийся до конца дней убеждённым последователем нововенской школы, 12-тонового метода композиции, наследует и этой шёнберговской традиции. Будучи симфонией камерной, произведение по сути является симфонией в полном смысле, о чём свидетельствует глубина художественного обобщения, яркая идейная концепция, динамичность и целеустремлённость развития. Драматургия произведения остро конфликтна. Конкретизировать содержание противоборствующих образов помогают аналогии с театральными партитурами Каретникова, в первую очередь, балетом «Крошка Цахес». В обобщённом плане центральный конфликт истолковывается как противостояние несвободы и свободы, а это – одна из центральных идей всего творчества Каретникова. Конфликт развёртывается на всём протяжении формы и на самых последних тактах разрешается победой позитивных сил. Цель статьи – осмыслить произведение в нескольких аспектах: теоретико-аналитическом (с точки зрения тематизма, формы, драматургии); историческом – на фоне истории жанра, в ряду иных жанров наследия Каретникова, в контексте позднего творчества автора.
Ключевые слова: Камерная симфония, оркестровый состав, конфликтная драматургия, додекафония, Шёнберг, Веберн, Блажков.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.