Церковно-певческий канон и его авторское воплощение в духовных сочинениях С.В. Рахманинова

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Наталия В. Гурьева

Аннотация

Статья посвящена стилю духовных сочинений С.В. Рахманинова, от раннего духовного концерта «В молитвах неусыпающую» до масштабных хоровых циклов a cappella – «Литургии св. Иоанна Златоуста» (соч. 31) и «Всенощного бдения» (соч. 37). Рассматриваются основные элементы православного церковно-певческого канона и критерии каноничности церковных сочинений при жизни композитора. Затрагиваются вопросы соотношения канонического и авторского в литургических опусах Рахманинова. Отправной точкой избрана христианская система представлений о знании, в которую входит и церковное пение. Церковно-певческий канон, как система творчества, не только чётко очерчивает границы свободной воли автора, но и предполагает творчество внутри этих границ, приветствует разнообразие и вариантность – как во времени, так и в пространстве. Духовные сочинения С.В. Рахманинова появились под влиянием идей «Нового направления», с одной стороны, и под знаком русского духовного ренессанса (Н.А. Бердяев) рубежа XIX–XX веков – с другой. На конкретных примерах показывается, как композитору удалось найти баланс между незыблемыми постулатами православного церковно-певческого канона и абсолютной творческой свободой автора – православного христианина.


Ключевые слова: Рахманинов, стиль, духовные сочинения, церковно-певческий канон, религиозность, Литургия, Всенощное бдение, духовный концерт.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Гурьева, Н. В. (2023). Церковно-певческий канон и его авторское воплощение в духовных сочинениях С.В. Рахманинова. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 50(1), 21–31. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1422
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Наталия В. Гурьева, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, г. Москва, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки, руководитель Научно-творческого центра церковной музыки при кафедрах хорового дирижирования и истории русской музыки