Знаменная монодия в условиях современной камерно-инструментальной композиции: опыты А. Шнитке

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Елена Э. Лобзакова

Аннотация

Древнерусский распев, осуществляя многовековую трансмиссию в отечественной культурной традиции, неизменно демонстрирует свой неисчерпаемый аксиологический и художественный потенциал. Освещаемые в статье камерные опусы Альфреда Шнитке – Гимн I для виолончели, арфы и литавр и Второй струнный квартет – являются первыми опытами обращения композитора к интонационности знаменного распева и позволяют выявить целый спектр специфических художественных приёмов «переинтонирования» цитируемых первоисточников в ткани светской камерно-инструментальной композиции, устройство которой обусловлено поиском точек соприкосновения средневекового и современного типов музыкального мышления. Рассматривая произведения как своеобразную творческую лабораторию, в которой формируются принципы подхода Шнитке к адаптации распева в новых жанрово-стилевых условиях, автор приходит к выводу об особой смысло- и текстообразующей функции знаменной монодии в новом художественном объекте. Её влиянием охватываются разные уровни поэтики целого, начиная от самых глубинных, связанных с постижением своеобразия национального интонационно-ладового мышления,
и заканчивая структурно-композиционными и драматургическими решениями. В процессе анализа также выявляются разнообразные типы диалогических связей между текстом-источником и вновь создаваемым на его основе художественным объектом: от введения обиходного распева в хорошо распознаваемом виде до диффузного взаимопроникновения авторских стилистических средств и отдельных параметров (интонационных, ладовых, синтаксических) первоисточника.


Ключевые слова: отечественная музыкальная культура XX века, Альфред Шнитке, камерно-инструментальная музыка, знаменный распев, религиозное, светское, древнее в современном, адаптация, цитирование.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Лобзакова, Е. Э. (2022). Знаменная монодия в условиях современной камерно-инструментальной композиции: опыты А. Шнитке. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 49(4), 89–97. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1412
Раздел
Духовная музыка
Биография автора

Елена Э. Лобзакова, Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова г. Ростов-на-Дону, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки