О применении информационного подхода в музыковедческих исследованиях

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Sergei P. Polozov

Аннотация

Начавшиеся в российском музыкознании в 1960-е годы дис-
куссии по вопросу применения информационного подхода
сохраняют актуальность и по сей день. Немало авторитетных
учёных реально используют в исследованиях данный подход,
но есть и сомневающиеся в возможностях его применения в
музыкознании и даже правомерности использования терми-
на «информация». В качестве одного из аргументов против
информационного подхода нередко указывается многознач-
ность термина «информация», – как и в статье Д. Б. Горбато-
ва, публикуемой выше. Однако многозначность естественна
для множества понятий, что не может являться причиной
отрицания вероятности их использования в научном тексте.
Другой аргумент – отсутствие в музыке какого-либо эмоци-
онального и смыслового содержания – опровергается самой
музыкальной практикой. Таким образом, информационный
подход далеко не исчерпал своего научного потенциала в
музыковедческих исследованиях, поскольку не метод обу-
словливает эффективность исследования, а способ его при-
менения.

Ключевые слова: музыкальная информация, информаци-
онный подход, музыкальная семантика

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Polozov, S. P. (2013). О применении информационного подхода в музыковедческих исследованиях. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 191–193. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/141
Раздел
Трибуна оппонента
Биография автора

Sergei P. Polozov, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Сергей Павлович Полозов – кандидат искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Bonfeld M. Sh. MUZYKA: yazyk, rech’, myshlenie. Opyt
sistemnogo issledovaniya muzykal’nogo iskusstva [MUSIC:
Language, Speech, Thinking. Experience of Systematic Research
of the Art of Music]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 2006.
648 p.
2. Viner N. Kibernetika i obshchestvo [Wiener N.
Cybernetics and Society]. Moscow: Inostrannaya literatura
[Foreign Literature] Press, 1958. 200 p.
3. Viner N. Kibernetika, ili Upravlenie i svyaz’ v zhivotnom
i mashine [Wiener N. Cybernetics or Management and
Communication in Animals and Machines]. Moscow: Sovetskoye
radio [Soviet Radio] Press, 1968. 326 p.
4. Medushevskiy V. V. O zakonomernostyakh i sredstvakh
khudozhestvennogo vozdeystviya muzyki [About Laws and Means
of the Artistic Impact of Music]. Moscow: Muzyka Press, 1976.
254 p.
5. Mikhailov M. K. Stil’ v muzyke [Style in Music].
Leningrad: Muzyka Press, 1981. 264 p.
6. Mikhailov M. K. Etyudy o stile v muzyke: stat’i i fragmenty
[Studies of Style in Music: Articles and Essays]. Leningrad:
Muzyka Press, 1990. 288 p.
7. Nazaykinskiy Е. V. O psikhologii muzykal’nogo vospriyatiya
[On the Psychology of Musical Perception]. Moscow:
Muzyka Press, 1972. 384 p.
8. Polozov S. P. O nulevoy emotsional’noy i smyslovoy
informativnosti v avangardnoy muzyke [About the Zero-Level
Emotional and Semantic Information Capability in Avantgarde
Music]. Avangard, sovremennaya i novaya muzyka:
tvorchestvo, ispolnitel’stvo, pedagogika: sbornik statey po
materialam mezhdunarodnoy nauch.-prakt. konf.i [Avantgarde,
Contemporary and New Music: Creativity, Performance,
Pedagogy: a Compilation of Articles from the International
Practical Research Conference]. Perm, 2010, pp. 154–160.
9. Polozov S. P. Ponyatie informatsii i informatsionnyy
podkhod v issledovaniyakh M. G. Aranovskogo [The Concept of
Information and the Informational Approach in Mark Aranovsky’s
Works]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship], 2012,
no. 1 (10), pp. 6–11.
10. Ruch’evskaya E. A. Funktsii muzykal’noy temy [Function
of Musical Themes]. Leningrad: Muzyka Press, 1977. 160 p.