О применении информационного подхода в музыковедческих исследованиях
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Начавшиеся в российском музыкознании в 1960-е годы дис-
куссии по вопросу применения информационного подхода
сохраняют актуальность и по сей день. Немало авторитетных
учёных реально используют в исследованиях данный подход,
но есть и сомневающиеся в возможностях его применения в
музыкознании и даже правомерности использования терми-
на «информация». В качестве одного из аргументов против
информационного подхода нередко указывается многознач-
ность термина «информация», – как и в статье Д. Б. Горбато-
ва, публикуемой выше. Однако многозначность естественна
для множества понятий, что не может являться причиной
отрицания вероятности их использования в научном тексте.
Другой аргумент – отсутствие в музыке какого-либо эмоци-
онального и смыслового содержания – опровергается самой
музыкальной практикой. Таким образом, информационный
подход далеко не исчерпал своего научного потенциала в
музыковедческих исследованиях, поскольку не метод обу-
словливает эффективность исследования, а способ его при-
менения.
Ключевые слова: музыкальная информация, информаци-
онный подход, музыкальная семантика
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
sistemnogo issledovaniya muzykal’nogo iskusstva [MUSIC:
Language, Speech, Thinking. Experience of Systematic Research
of the Art of Music]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 2006.
648 p.
2. Viner N. Kibernetika i obshchestvo [Wiener N.
Cybernetics and Society]. Moscow: Inostrannaya literatura
[Foreign Literature] Press, 1958. 200 p.
3. Viner N. Kibernetika, ili Upravlenie i svyaz’ v zhivotnom
i mashine [Wiener N. Cybernetics or Management and
Communication in Animals and Machines]. Moscow: Sovetskoye
radio [Soviet Radio] Press, 1968. 326 p.
4. Medushevskiy V. V. O zakonomernostyakh i sredstvakh
khudozhestvennogo vozdeystviya muzyki [About Laws and Means
of the Artistic Impact of Music]. Moscow: Muzyka Press, 1976.
254 p.
5. Mikhailov M. K. Stil’ v muzyke [Style in Music].
Leningrad: Muzyka Press, 1981. 264 p.
6. Mikhailov M. K. Etyudy o stile v muzyke: stat’i i fragmenty
[Studies of Style in Music: Articles and Essays]. Leningrad:
Muzyka Press, 1990. 288 p.
7. Nazaykinskiy Е. V. O psikhologii muzykal’nogo vospriyatiya
[On the Psychology of Musical Perception]. Moscow:
Muzyka Press, 1972. 384 p.
8. Polozov S. P. O nulevoy emotsional’noy i smyslovoy
informativnosti v avangardnoy muzyke [About the Zero-Level
Emotional and Semantic Information Capability in Avantgarde
Music]. Avangard, sovremennaya i novaya muzyka:
tvorchestvo, ispolnitel’stvo, pedagogika: sbornik statey po
materialam mezhdunarodnoy nauch.-prakt. konf.i [Avantgarde,
Contemporary and New Music: Creativity, Performance,
Pedagogy: a Compilation of Articles from the International
Practical Research Conference]. Perm, 2010, pp. 154–160.
9. Polozov S. P. Ponyatie informatsii i informatsionnyy
podkhod v issledovaniyakh M. G. Aranovskogo [The Concept of
Information and the Informational Approach in Mark Aranovsky’s
Works]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship], 2012,
no. 1 (10), pp. 6–11.
10. Ruch’evskaya E. A. Funktsii muzykal’noy temy [Function
of Musical Themes]. Leningrad: Muzyka Press, 1977. 160 p.