Телесно-сенсорные коды в фактуре Музыкального момента op.16 № 4 С.В. Рахманинова

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ильяс Р. Хананов

Аннотация

В статье освещены некоторые особенности фортепианной фактуры С.В. Рахманинова, выявляемые на основании различия в восприятии фактуры слушателем и пианистом-практиком. Для характеристики специфически исполнительского видения фактурных формул текста впервые употребляется термин «телесно-сенсорные коды». Фактурный рисунок понимается не в графическом, а в действенном ключе как совершенно конкретный сигнал к выполнению соответствующих игровых движений (на основании эмпирико-психологических связей, существующих в сознании пианиста-исполнителя). Таким образом, в тексте музыкального сочинения субстратно возникает двигательный, осязательный план, обладающий в своём развитии чертами стадиальности.


Наблюдения над фортепианной фактурой Рахманинова основываются на анализе авторских указаний в тексте, в связи с чем акцентируется внимание на тождественной значимости двух ипостасей творческой личности Рахманинова – пианиста и композитора. Анализ фактурных формул, понятых в виде телесно-сенсорных кодов, выявляет определённую композиторскую логику в постановке игровых, пианистических задач.


На примере Музыкального момента op. 16 № 4 рассмотрен важнейший телесно-сенсорный код, являющийся закономерным итогом развития «словаря» романтического пианизма, и предложена предварительная историческая модель его развития.


Ключевые слова: С.В. Рахманинов, фортепианная фактура, романтический пианизм, телесно-сенсорные коды.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Хананов, И. Р. (2022). Телесно-сенсорные коды в фактуре Музыкального момента op.16 № 4 С.В. Рахманинова. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 46(1), 142–151. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1346
Раздел
Вопросы теории музыки
Биография автора

Ильяс Р. Хананов, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки, г. Новосибирск, Россия

Студент 4 курса теоретико-композиторского факультета (музыковедение), Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, преподаватель Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова; научный руководитель – Е.К. Карелина, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки