«Современничество»: ярлык или опыт самоидентификации?

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Тамара Н. Левая

Аннотация

Статья представляет собой попытку раскрыть смысл понятия «современничество», вошедшее в культурный обиход ХХ века вместе с деятельностью Ассоциации современной музыки (1924–1931). Ссылаясь на программные документы Ассоциации, автор комментирует направление деятельности её членов и стилистический «срез» творчества композиторов, демонстрирующий обобщённый образ молодого советского авангарда. В статье говорится также о судьбе этого объединения, вынужденного прекратить свою деятельность в начале 1930-х годов в ситуации жёсткого идеологического диктата и смены курса в области государственной культурной политики. Дух «современничества» возродился десятилетия спустя, когда в эпоху «перестройки» на месте разгромленной АСМ возник новый вариант композиторского объединения – АСМ-2. Новая АСМ унаследовала главные лозунги предыдущей, преследуя при этом цель восстановить связь времён и восполнить случившийся в отечественной культурной истории «провал памяти». В стилистическом смысле АСМ-2 развивала как принципы раннего советского авангарда, так и опыт «оттепельных» и позднесоветских лет, накопив к моменту своего официального оформления внушительный творческий багаж. В последние годы ассоциация больше заявляла о себе как основной очаг композиторского профессионализма, нежели как сугубо новаторский, «альтернативный» проект. Соответственно этому и лозунг «современничества» утрачивал прежнюю актуальность, оставаясь для творцов музыки лишь внутренней страховкой против «консерватизма и академизма».


Ключевые слова: «современничество», «новое звукосозерцание», Ассоциация современной музыки, АСМ-2, провал исторической памяти, авангард как традиция.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Левая, Т. Н. (2022). «Современничество»: ярлык или опыт самоидентификации?. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 46(1), 87–96. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1341
Раздел
Музыка ХХ века
Биография автора

Тамара Н. Левая, Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки, г. Нижний Новгород, Россия

Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки