Художественная антропология Франсуа Дельсарта в её исторической перспективе

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Елена В. Приданова

Аннотация

Статья направлена на исследовательское осмысление концепции «выразительного» человека Ф. Дельсарта, созданной в контексте усиленного интереса представителей европейского музыкального сообщества второй половины XIX века к антропологической проблематике. Выдающийся артист – певец, вокальный педагог, теоретик сценического мастерства – трактует произведение искусства как способ самопознания и самовыражения человеком своей природы в её самых лучших проявлениях («искусство как озарённая природа»). Он рассматривает возможности пластики, голоса и слова в единстве физического, эмоционального и интеллектуального проявлений человека. В современных холистических концепциях учёные вновь возвращаются к идеям психофизической целостности человека, пересматривая, в частности, роль телесности в познании и мышлении. Этим тенденциям отвечают идеи Дельсарта об основополагающей роли жеста в процессе рождения и выражения мысли. Теоретическая значимость рассматриваемой в статье концепции, таким образом, приобретает новую актуальность, предполагая выход за пределы сложившейся музыковедческой методологии в сферу междисциплинарных исследований. Цель статьи – выявить особенности художественно-антропологического подхода к музыкальному искусству во второй половине XIX века на примере теории и практики Ф. Дельсарта в его исторической перспективе.


Ключевые слова: Ф. Дельсарт, выразительный человек, музыкально-театральное искусство, жест, художественная антропология, музыкальная наука, междисциплинарные исследования.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Приданова , Е. В. (2021). Художественная антропология Франсуа Дельсарта в её исторической перспективе. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 45(4), 58–66. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1309
Раздел
Из истории зарубежной музыки
Биография автора

Елена В. Приданова , Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки, заместитель декана по аспирантуре и ассистентуре-стажировке