Музыкальный мир Леонида Сабанеева. К 140-летию со дня рождения

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Татьяна Ю. Масловская

Аннотация

Статья является предисловием к публикации работы Л.Л. Сабанеева «Клод Дебюсси» (1922) и представляет собой краткий обзор музыкально-критической, научной и композиторской деятельности одного из самых оригинальных и независимых русских критиков Серебряного века и Русского зарубежья. Благодаря появлению новых записей музыкальных произведений Сабанеева, публикации некоторых трудов, написанных в России, и особенно – знакомству с архивом, полученным из Франции от дочери Сабанеева В.Л. Ланской, некоторые привычные и давно сложившиеся представления о творчестве Сабанеева претерпели определённые коррективы. Так, возможность услышать запись двух фортепианных трио, одно из которых стало (по признанию Сабанеева) эскизом к грандиозной оратории Апокалипсис на текст Откровения Св. Иоанна, поколебало мнение о безусловной принадлежности Сабанеева к композиторам скрябинского круга. То же произошло и с надолго укоренившимся представлением о Сабанееве как авторе по преимуществу одной темы, опять же связанной с творчеством Скрябина и его мистическими идеями. Подобную точку зрения опровергают научные труды и публицистика о самых разных явлениях музыкальной жизни и разных персоналиях, созданные в России, и особенно – статьи, написанные в эмиграции, круг тем которых еще более широк, а некоторые прежние приоритеты поменялись, иногда на почти противоположные.


Ключевые слова: Л.Л. Сабанеев, музыкальный мир, А.Н. Скрябин, критические статьи, эмиграция, французский архив.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Масловская, Т. Ю. (2021). Музыкальный мир Леонида Сабанеева. К 140-летию со дня рождения. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 45(4), 39–46. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1306
Раздел
Из истории отечественной мысли о музыке
Биография автора

Татьяна Ю. Масловская

Кандидат искусствоведения, профессор