Пермская версия оперы С. Прокофьева «Огненный ангел»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Светлана М. Платонова

Аннотация

В статье рассматриваются предыстория и главные принципы режиссёрского решения первой в СССР постановки оперы С.С. Прокофьева «Огненный ангел», состоявшейся в Пермском академическом театре оперы и балета имени П.И. Чайковского 22 января 1984 года. Отмечается, что пермская сценическая версия характеризуется весьма значительными изменениями первоисточника, известного в то время только по изданному клавиру (Москва: Музыка, 1981). Указываются предполагаемые причины переосмысления текста оперы, обусловившего изменение концепции сочинения, образов главных героев – Ренаты и Рупрехта, драматургической роли известной пары Фауст–Мефистофель. Анализируются способы работы режиссёра Э.Е. Пасынкова с источником, такие как перестановки, переподтекстовки, купюры, привнесение фрагментов музыки из прокофьевской Третьей симфонии и др. Формулируется вывод о важной роли режиссёра народного артиста РСФСР Э.Е. Пасынкова, дирижёров заслуженных деятелей искусств РФ А.М. Анисимова и В.И. Платонова, впервые представивших на отечественной сцене оперный шедевр С.С. Прокофьева.


Ключевые слова: Пермский оперный театр, режиссёр Э.Е. Пасынков, А.М. Анисимов, В.И. Платонов, переосмысление либретто, идеализация образа Ренаты, героизация образа Рупрехта, перестановки сцен, переподтекстовки.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Платонова, С. М. (2021). Пермская версия оперы С. Прокофьева «Огненный ангел». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 45(4), 30–38. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1305
Раздел
К юбилею С.С. Прокофьева
Биография автора

Светлана М. Платонова, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки