Музыкальное просветительство как этическая мотивация обновления концертных программ пианистов

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Рустам Р. Шайхутдинов

Аннотация

Статья посвящена осмыслению феномена просветительства, изначально заложенного в структуру коммуникативной функции музыкального искусства. Проблема рассматривается применительно к сфере современного фортепианного исполнительства. К числу факторов, характеризующих нынешний этап развития пианистического (и шире – музыкально- академического) искусства, автор относит потерю непосредственной связи между исполнительским пианистическим искусством и современными ему композиторскими стилями и школами; воздействие законов звукозаписывающей индустрии, нередко приводящих к утрате уникального ощущения одномоментности, спонтанности актов исполнительского творчества; установку на репертуарный универсализм, определяемый конкурсными программами; функционирование классического искусства по законам шоу-бизнеса («бренды», «раскрученность» и т. д.). Вышесказанное приводит к необходимости обращения к опыту выдающихся предшественников, заложивших основы современного понимания просветительского компонента в пианизме, трактуемого не только как пропаганда новых сочинений, но и как расширение «опыта преемственной памяти» (Н.И. Мельникова). Автор выделяет и анализирует концепции программ и репертуарную политику Антона Рубинштейна, Ферруччо Бузони и Ганса фон Бюлова. Акцент сделан на сочетании в индивидуальной «пропорции» стремления к исторической всеохватности репертуара (Исторические концерты) с одной стороны, и на выявлении и развитии индивидуальной предрасположенности и склонности исполнителя к интерпретации музыки определённых авторов (тенденция к специализации), с другой.


Ключевые слова: музыкальное просветительство, художественное пространство культуры, репертуар, Исторические концерты, Антон Рубинштейн, Бузони, Бюлов, слушательская память, творческая самоактуализация.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Шайхутдинов, Р. Р. (2021). Музыкальное просветительство как этическая мотивация обновления концертных программ пианистов. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 44(3), 72–82. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1288
Раздел
Музыкальное исполнительство
Биография автора

Рустам Р. Шайхутдинов, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке г. Москва, Россия

Кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой фортепианного искусства

Rustam R. Shaykhutdinov, Ph.D. (Arts), Professor, the Head of the Piano Art Department in the Moscow State A.G. Schnittke Institute of Music