Начала ритмики и метрики у Аристида Квинтилиана

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Lyudmila V. Alexandrova
Nadezhda V. Lyamkina

Аннотация

Аристид Квинтилиан – греческий учёный эпохи поздней Античности, автор трактата «О музыке» в трёх книгах, – наиболее полного дошедшего до нашего времени систематического описания музыкальной науки. Всецело полагаясь на взгляды предшественников относительно ключевых категорий «мусической» науки, Аристид Квинтилиан выстраивает собственные рассуждения в законченную систему. Он последовательно рассматривает как общие проблемы – о месте и значении музыки среди других искусств и наук, о воплощении в жизнь законов космоса, установленных демиургом и т. д., так и «техническую» сторону музыкального искусства – гармонику, ритмику и метрику. Настоящая статья посвящена рассмотрению ритмики и метрики (I книга, главы XIII–XIX), представленных Аристидом в контексте широкого круга идей на основе пифагорейцев Демокрита, Платона, Аристотеля, Аристоксена. Известно, что ритмика как наука о музыке, дошедшая до нашего времени лишь фрагментарно, впервые заявляет о себе в работах Аристоксена наряду с его теорией гармоники. Следовательно, самая развёрнутая концепция ритмики на сегодняшний день представлена у Аристида Квинтилиана. В трактате развиваются категории и понятия метроритмической теории, отчасти заимствованные из учения о гармонике, отчасти разработанные по аналогии с ней, прослеживается неразделимая связь музыки с поэзией и другими искусствами. Ритм рассматривается Аристидом как феномен порядка физических явлений, пребывающих и в движении, и в покое, постигаемых с помощью зрения и слуха. Так же, как и у Аристотеля, ритм в чистом виде проявляет себя только в танце или пантомиме. Метрику в соответствии с традицией Аристид выстраивает как целостную систему – от элементов слова («звукобукв») к слогам, стопам, разновидностям метров. Он следует ритмическим законам звуков человеческой речи и «мусического» искусства.

Ключевые слова: Аристид Квинтилиан, античность, гармоника, метрика, ритмика, неопифагореизм, неоплатонизм

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Alexandrova, L. V., & Lyamkina, N. V. (2013). Начала ритмики и метрики у Аристида Квинтилиана. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 109–113. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/127
Раздел
Теория музыки
Биографии авторов

Lyudmila V. Alexandrova, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Людмила Викторовна Александрова – доктор искусствоведения,
профессор кафедры композиции

Nadezhda V. Lyamkina, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Надежда Владимировна Лямкина – выпускница кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Aristotel’. Poetika [Aristitle. Poetics]. Translation by M. L. Gasparov. Aristotel’: sobr. soch.: v 4 t. [Aristotle. Collected Works in 4 Volumes], vol. 1. Moscow, 1983, pp. 645–680.
2. Afonasin E. V. Moderat iz Gadiry. Fragmenty i svidetel’stva [Moderatus of Gades. Fragments and Testimonies]. ΣΧΟΛΗ. Filosofskoe antikovedenie i klassicheskaya traditsiya [SCHOLE. Studies of Ancient Philosophy and the Classical Tradition]. V. 3, issue 1. Novosibirsk, 2009, pp. 73– 90.
3. Makovel’skiy A. O. Drevnegrecheskie atomisty [The Ancient Greek Atomists]. Baku: Izdatelstvo Akademii nauk Azerbaijanskoy SSR [Publishing House of the Academy of Sciences of the Azerbaijan SSR], 1946. 399 p.
4. Marru A.-I. Istoriya vospitaniya v antichnosti (Gretsiya) [History of Upbringing in the Ancient World (Greece)]. Translated from the French by A. I. Lyubzhin, M. A. Sokol’skaya, A. V. Pakhomova. Moscow: “Greco-Latin Cabinet” Yu. Shichalin Press, 1998. 413 p.
5. Platon. Kratil [Plato. Cratylus]. Translation by T. V. Vasil’eva. Platon. Sobr. soch.: v 4 t. [Plato. Collected Works in 4 Volumes], vol. 1. Moscow: Mysl’, 1990, pp. 613–681.
6. Sossyur F. de. Kurs obshchey lingvistiki [Saussure F. de. Course in General Linguistics]. Translated from the French A. M. Sukhotin. Ed. R. I. Shor. 4th Edition. Moscow: LIBROKOM Press, 2009. 256 p.
7. Tsypin V. G. Aristoksen. Nachalo nauki o muzyke [Aristoxenus. The Beginnings of the Science of Music]. Moscow: Moscow State Conservatory Press, 1998. 223 p.
8. Aristidis Quintiliani de Musica libri III, cum brevi annotatione de diagrammatis proprie si dictis, figuris, scholiis cet., codicum MSS edidit Albertus Iahnius, Dr. phil. hon., sodal. Acad. Monac., etc. Berolini: Calvary & Co., 1882. 100 p.
9. Iahnius Albert. Introductio litteraria. Aristidis Quintiliani de Musica libri III, cum brevi annotatione de diagrammatis proprie si dictus, figuris, scholiis cet., codicum MSS edidit Albertus Iahnius, Dr. phil. hon., sodal. Acad. Monac., etc. Berolini: Calvary & Co., 1882, pp. V–XI.