Органное творчество Пауля Хиндемита в контексте идей Orgelbewegung

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Марианна С. Высоцкая

Аннотация

В статье рассмотрена эволюция органного творчества Пауля Хиндемита в свете идей и практики Orgelbewegung – одного из самых значимых явлений в органной культуре Германии первых десятилетий XX столетия, ориентированного на «исторически информированное» музицирование, возрождение традиций старых мастеров, реконструкцию инструментов барочной звуковой концепции. Приводятся сведения о деятельности ряда идеологов «Органного движения» (в частности, А. Швейцера и К. Штраубе), дана характеристика нового стандарта органостроения – “Praetorius-оrgel”, воссозданного по образцу исторически сложившегося типа конструкции барочного органа. Сообщается краткая информация о структуре трёх органных сонат и двух органных концертов Хиндемита, охарактеризованы основные принципы его музыкального мышления, определяемые необарочным стилевым вектором. Трактуя «статусные» жанры инструментальной музыки – сонату и концерт – с позиции реставрации доклассических принципов формообразования, композитор обращается к архетипу concerto grosso и старинной сюиты, наполняя эти композиционные модели исторически соответствующими им методами экспонирования и развития тематического материала. Теоретик и практик Orgelbewegung, Хиндемит стоял у истоков «нового историзма» как тенденции, предопределившей развитие органной композиции и органного исполнительства в ХХ веке.


Ключевые слова: Хиндемит, творчество, орган, Orgelbewegung, органная соната, концерт.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Высоцкая, М. С. . (2021). Органное творчество Пауля Хиндемита в контексте идей Orgelbewegung. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 42(1), 8–18. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1237
Раздел
Музыка ХХ века
Биография автора

Марианна С. Высоцкая, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского г. Москва, Россия

Доктор искусствоведения, член Московского союза композиторов, профессор, заведующий кафедрой современной музыки

Обладатель Первой премии Высшего Европейского конкурса органистов (Concours Interrégional Supérieur, Люксембург, 2002)

Marianna S. Vysotskaya, Dr.Sci. (Arts), Member of the Moscow Union of Composers, Professor and Head of the Department of contemporary music, Moscow State Tchaikovsky Conservatory

Premier Prix of the Concours Interrégional Supérieur (Luxembourg, 2002)