Ладовые архетипы в традиционной музыке бурят

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Лидия Д. Дашиева

Аннотация

В статье впервые рассматриваются ладовые архетипы в традиционной музыке бурят – узкообъёмные ангемитонные трёх- и четырёхзвучные ладовые структуры, имеющие ключевое значение в звуковысотной организации песенной традиции. Применяя интонационно- ладовый и структурно-типологический методы анализа, автор впервые репрезентирует ладовые архетипы в контексте глубинного раннефольклорного пласта обрядовой песенной традиции западных бурят. Типичные ладовые архетипы рассматриваются на примере застольных песен архиин дуунууд и песен ёохорой дуунууд, сопровождающих бурятский круговой танец ёохор. Публикуемая информация способствует уточнению монодийной природы ладового мышления бурят и, вероятно, осмыслению специфики традиционного музыкального мышления мифологического типа. В дальнейшем исследовании ладовых архетипов необходимо продолжить изучение вопроса корреляции универсального общего и специфически особенного, характерного для бурятской монодийной культуры.


Ключевые слова: лад, ладовые архетипы, монодия, песенная традиция бурят.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Дашиева, Л. Д. (2020). Ладовые архетипы в традиционной музыке бурят. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 41(4), 258–265. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1233
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Лидия Д. Дашиева, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук г. Улан-Удэ, Россия

Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографов

Lidiya D. Dashieva, Dr.Sci. (Arts), Leading Researcher at the Center for Oriental Manuscripts and Woodcuts, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences