Взаимодействие тонально-гармонических и монодических принципов в мелодике Антона Брукнера (на примере Andante из Четвёртой симфонии)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Юрий К. Захаров

Аннотация

В статье ставится вопрос о формировании особых функций, носителями которых выступают ступени, входящие в мелодическую линию. Для выявления таких функций используется метод квалификации мелодических устоев как главного, промежуточного, первого и второго побочного, разработанный автором и представленный в предыдущих публикациях. Объектом исследования выступают главная и побочная партия из второй части Четвёртой симфонии Антона Брукнера. Выявление баланса мелодических устоев сочетается в статье с традиционным функциональным анализом гармонической системы на этапе её перехода от мажоро-минора к хроматической, а также с «пост-шенкерианскими» методами анализа гармонии, подразумевающими выделение звуковысотных линий разных уровней значимости. В результате возникает трёхслойная аналитическая модель, где брукнеровская мелодия предстаёт и как самостоятельная линия со своими мелодическими функциями, и как компонент многоголосной музыкальной ткани, в которой складываются индивидуализированные гармонические структуры.


Ключевые слова: лад, устой и неустой, монодия, мелодия, мажоро-минор, терцовые отношения, модуляция, Антон Брукнер, Генрих Шенкер.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Захаров, Ю. К. (2020). Взаимодействие тонально-гармонических и монодических принципов в мелодике Антона Брукнера (на примере Andante из Четвёртой симфонии). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 41(4), 250–257. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1232
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Юрий К. Захаров, Академия хорового искусства имени В. С. Попова г. Москва, Россия

Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и теории музыки

Yuri K. Zakharov, Dr.Sci. (Arts), Professor at the Department of History and Theory of Music, Victor Popov Academy of Choral Arts