К проблеме музыкальной самоорганизации эпического искусства (на примере азербайджанского героического эпоса)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Дадаш-заде Кямиля Гусейн гызы

Аннотация

В статье анализируется ряд дискурсивных особенностей эпоса «Китаби Деде Коркуд» и выдвигается предположение о том, что в нелинейной среде аллитерационной системы выкристаллизовались основные формы тюркского силлабического стихосложения и соответствующие им музыкальные типы. Нелинейные процессы развития характерны и для традиционных напевов эпоса «Кёроглу». Некоторые закономерности музыкально-ритмической организации эпических напевов Кёроглу могут быть объяснены их генетической связью с метроритмическими особенностями эпоса «Китаби Деде Коркуд». Автор приходит к выводу, что особенности самоорганизации героического эпоса проявляют себя не только в эпических памятниках, но и в произведениях азербайджанских композиторов, в частности, в опере «Кёроглу» основоположника композиторской школы Азербайджана Узеира Гаджибейли. Автор выдвигает предположение, что такие основополагающие для семантической организации раннего тюркского эпоса концепты, как панегирик, плач, героический борьба и др., выполняли в ходе дальнейшего развития эпического искусства функции отдельных аттракторов.


Ключевые слова: тюркский эпос, самоорганизация, аттрактор, «Китаби Деде Коркуд», У. Гаджибейли, опера «Кёроглу».

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Дадаш-заде Кямиля Гусейн гызы. (2020). К проблеме музыкальной самоорганизации эпического искусства (на примере азербайджанского героического эпоса). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 41(4), 199–205. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1227
Раздел
Национальные музыкальные культуры
Биография автора

Дадаш-заде Кямиля Гусейн гызы, Азербайджанский государственный университет культуры и искусств г. Баку, Азербайджан

Кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории и теории музыки

Kamila H. Dadash-zade, Ph.D. (Arts), Professor, Head at the Music History and Theory Department, Azerbaijan State University of Culture and Arts