Трансформация оркестровки в Рапсодии на тему Паганини Сергея Рахманинова и джазовые идиомы

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Вадим А. Ракочи

Аннотация

В многочисленных работах, посвящённых Рапсодии на тему Паганини, глубина трансформации оркестра в ней – по сравнению с концертами Рахманинова – и влияние джаза на этот процесс практически не исследованы. Хотя именно джаз привнёс в оркестр Рахманинова новый уровень свободы изложения. Её проявлениями стало обновление состава оркестра за счёт включения видовых деревянных духовых инструментов и возрастание значимости ударных благодаря разнообразному и регулярному использованию. Необычно широкая для жанра концерта палитра тембровых эффектов в оркестре и постоянное солирование инструментов и групп вывели ценность каждого тембра на новый уровень значимости, подчёркивая контрастность сопоставлений. Перечисленные изменения объясняют потребность в пересмотре функций солирующего фортепиано и оркестра в концертном жанре и модификацию подхода Рахманинова к оркестру: на смену «оркестру-как-единому-целому» часто приходит «оркестр-как-союз-солистов», отталкивающийся от подхода Малера. Указанные процессы обусловлены усилением театрального начала, влиянием американской шоу-культуры 1920–1930-х годов в целом и джазовым оркестром в частности. И хотя влияние джаза на оркестр Рахманинова преимущественно косвенное, а не прямое, как в симфонических произведениях Гершвина, именно этот факт объясняет множественность проявлений джаза и разнообразие его семантических значений в Рапсодии.


Ключевые слова: Рахманинов, Гершвин, Рапсодия на тему Паганини, джаз, симфоническая музыка, оркестр в жанре концерта.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Ракочи, В. А. . (2020). Трансформация оркестровки в Рапсодии на тему Паганини Сергея Рахманинова и джазовые идиомы. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 40(3), 219–230. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1209
Раздел
История и теория музыки
Биография автора

Вадим А. Ракочи, Киевская муниципальная академия музыки имени Р. М. Глиэра г. Киев, Украина

Кандидат искусствоведения, докторант кафедры истории музыки, Львовская национальная музыкальная академия имени Н. В. Лысенко) преподаватель отдела Теории музыки, Киевская муниципальная академия музыки имени Р. М. Глиэра

Vadim Rakochi, Ph.D. (Arts), Doctoral Student at the Department of Music History, Mykola Lysenko Lviv National Music Academy; Lecturer at the Music Theory Department, R. Glier Kyiv Municipal Academy of Music