Специфика самореализации подростков с музыкальным типом одарённости

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Сергей И. Кудинов
Зульфия Р. Хайрова
Ольга Б. Михайлова
Станислав С. Кудинов
Ирина Б. Кудинова

Аннотация

В современном обществе всё больше требований предъявляется к организации всесторонней поддержки одарённых детей. На государственном уровне создаются различные целевые программы, специализированные центры дополнительного образования, направленные на развитие одарённости. Музыкальное образование всесторонне способствует развитию личности, особенно в период взросления. В статье представлен анализ характерных проявлений самореализации подростков с музыкальным типом одарённости. Цель проведённого исследования – выявить специфические характеристики формирующейся самореализации подростков, успешных в музыкальной деятельности. В качестве респондентов в исследовании приняли участие 92 человека (46 юношей и 46 девушек) в возрасте 16–17 лет, занимающихся музыкой в специальных образовательных учреждениях на протяжении 7–10 лет. Все респонденты имеют значительные достижения в овладении музыкальным искусством. Для изучения особенностей самореализации у данной группы использовался «Многомерный опросник самореализации личности», разработанный профессором Сергеем Кудиновым в рамках полисистемной концепции личности. Результаты эмпирического исследования были подвергнуты качественному и количественному анализу, математико-статистической обработке. Проведённое исследование выявило специфику самореализации подростков с музыкальной одарённостью. Оно позволяет специалистам образовательных организаций разработать технологии по организации психолого-педагогического сопровождения молодёжи с учётом специфики проявлений самореализации в данном возрастном периоде развития личности.


Ключевые слова: творческая одарённость, подростковый возраст, музыкальная одарённость, корреляционная плеяда, самореализация.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Кудинов, С. И., Хайрова, З. Р., Михайлова, О. Б., Кудинов, С. С., & Кудинова, И. Б. . (2020). Специфика самореализации подростков с музыкальным типом одарённости. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 40(3), 192–203. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1207
Раздел
Междисциплинарные исследования в музыкальной и психологической науках
Биографии авторов

Сергей И. Кудинов, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии филологического факультета

Sergei I. Kudinov, Dr.Sci. (Psychology), Professor, Head at the Department of Social and Differential Psychology at the Faculty of Philology, Peoples’ Friendship University of Russia

Зульфия Р. Хайрова, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Ассистент кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета

Zulfiya R. Khayrova, Assistant at the Department of Social and Differential Psychology at the Faculty of Philology, Peoples’ Friendship University of Russia

Ольга Б. Михайлова, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета

Olga В. Mikhailova, Ph.D. (Pedagogy), Associate Professor at the Department of Social and Differential Psychology at the Faculty of Philology, Peoples’ Friendship University of Russia

Станислав С. Кудинов, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета

Stanislav S. Kudinov, Ph.D. (Psychology), Associate Professor at the Department of Social and Differential Psychology at the Faculty of Philology, Peoples’ Friendship University of Russia

Ирина Б. Кудинова, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета

Irina B. Kudinova, Ph.D. (Psychology), Associate Professor at the Department of Social and Differential Psychology at the Faculty of Philology, Peoples’ Friendship University of Russia