Оперная критика в России начала XXI века: конструируя «несоветское»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Любовь А. Купец

Аннотация

Оперная критика в постсоветской России имеет почти 30-летнюю историю, которая может быть представлена хронологически тремя периодами. Наиболее ярким и значимым видится первый, охватывающий 1990-е – начало 2000-х годов. На протяжении этого периода одновременно существует два типа музыкальной критики: отраслевая и универсальная. Последняя, созданная П. Поспеловым и его коллегами и представленная в новых российских деловых изданиях (например, в газете «Коммерсантъ-Daily»), становится ведущей в последующее время. Этот тип музыкальной газетной журналистики напрямую ориентирован на новую оперную публику, российскую интеллектуальную элиту – так называемых «русских европейцев», судя по образованию, взглядам, интересам. Для Новой русской музыкальной критики (как её называют О. Манулкина и П. Гершензон) нормативными становятся ряд особенностей: эпатажность стилистики и заголовков, демифологизация композиторских персон и произведений, использование в рассказах о музыке форм и сравнений, связанных с массовыми жанрами, ироничный подтекст.


Дискурс «музыка и политика» стал ведущим в оперных рецепциях этого времени. В рецензиях на постановки произведений советского времени (и не только) часто упоминаются главные элементы советского массового искусства – советские песни и фильмы, символы тоталитарной культуры – скульптура и идеологические материалы. В стилистике и заголовках эксплуатируются многочисленные советизмы, которые хорошо знакомы и узнаваемы читателями. Недавнее «советское» в оперных рецепциях атомизируется, причудливо синтезируясь с советской массовой культурой и модными тенденциями в стране – культом западного кинематографа и влиянием российских телепрограмм. Именно такая реконструкция «советского» в оперной критике рубежа веков формировала музыкальное мышление и идеалы поколения миллениалов.


Ключевые слова: опера, Новая русская музыкальная критика, Пётр Поспелов, рецепции, культурный ресаклинг, советская культура.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Купец, Л. А. (2020). Оперная критика в России начала XXI века: конструируя «несоветское». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 40(3), 114–127. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1201
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Любовь А. Купец, Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова г. Петрозаводск, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки, заведующая кафедрой финно-угорской музыки

Lyubov A. Kupets, Ph.D. (Arts), Associate Professor at the History of Music Department, Head of the Finno-Ugric Music Department, Petrozavodsk State A. K. Glazunov Conservatory