Оперная критика в России начала XXI века: конструируя «несоветское»
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Оперная критика в постсоветской России имеет почти 30-летнюю историю, которая может быть представлена хронологически тремя периодами. Наиболее ярким и значимым видится первый, охватывающий 1990-е – начало 2000-х годов. На протяжении этого периода одновременно существует два типа музыкальной критики: отраслевая и универсальная. Последняя, созданная П. Поспеловым и его коллегами и представленная в новых российских деловых изданиях (например, в газете «Коммерсантъ-Daily»), становится ведущей в последующее время. Этот тип музыкальной газетной журналистики напрямую ориентирован на новую оперную публику, российскую интеллектуальную элиту – так называемых «русских европейцев», судя по образованию, взглядам, интересам. Для Новой русской музыкальной критики (как её называют О. Манулкина и П. Гершензон) нормативными становятся ряд особенностей: эпатажность стилистики и заголовков, демифологизация композиторских персон и произведений, использование в рассказах о музыке форм и сравнений, связанных с массовыми жанрами, ироничный подтекст.
Дискурс «музыка и политика» стал ведущим в оперных рецепциях этого времени. В рецензиях на постановки произведений советского времени (и не только) часто упоминаются главные элементы советского массового искусства – советские песни и фильмы, символы тоталитарной культуры – скульптура и идеологические материалы. В стилистике и заголовках эксплуатируются многочисленные советизмы, которые хорошо знакомы и узнаваемы читателями. Недавнее «советское» в оперных рецепциях атомизируется, причудливо синтезируясь с советской массовой культурой и модными тенденциями в стране – культом западного кинематографа и влиянием российских телепрограмм. Именно такая реконструкция «советского» в оперной критике рубежа веков формировала музыкальное мышление и идеалы поколения миллениалов.
Ключевые слова: опера, Новая русская музыкальная критика, Пётр Поспелов, рецепции, культурный ресаклинг, советская культура.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.