Музыкальный экфрасис и перспективы интермедиального исследования

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Татьяна В. Цареградская

Аннотация

На волне процесса расширения аналитических подходов в современной искусствоведческой аналитике музыковеды всё чаще обращаются к понятию «интермедиальности». Отделившись от понятия «интертекстуальность» (Оге Ханзен-Леве, Иван Ильин), «интермедиальность» постепенно вошла в число тех искусствоведческих инструментов, которые позволяют анализировать сочетание разных «медиа» в одном тексте. Частным случаем интермедиальности оказывается «музыкальный экфрасис», разработанный в трудах Зиглинд Брюн. Через последовательность действий, предложенную Брюн, осуществляется возможность систематизировать отношения разных медиа в пространстве одного текста на примере скрипичного произведения финского композитора Кайи Саариахо «Фризы». Авторское пояснение раскрывает ассоциативный механизм двухэтапного взаимодействия: от скрипичной Чаконы Иоганна Себастьяна Баха (исходная точка) – к «Фризам» Одилона Редона и гравюрам Маурица Эшера и далее к жанрам эпохи барокко («карильон, граунд, пассакалья и чакона», по словам композитора). Ключевым оказывается понятие «фриза» как живописного произведения, обладающего способностью разворачиваться во времени. «Фриз» как концепция (а не конкретное произведение) оказывается «зонтичным термином» («umbrella term») для разных типов развёртывания, устанавливая между ними множественность воплощений в рамках единства концепции.


Ключевые слова: анализ, интермедиальность, музыкальный экфрасис, Саариахо, фриз.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Цареградская, Т. В. (2020). Музыкальный экфрасис и перспективы интермедиального исследования. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 40(3), 7–16. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1189
Раздел
Горизонты музыкознания
Биография автора

Татьяна В. Цареградская, Российская академия музыки имени Гнесиных г. Москва, Россия

Доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания

Tatiana V. Tsaregradskaya, Dr.Sci. (Arts), Professor at the Department of Analytical Musicology, Russian Gnesins’ Academy of Music