Е. В. Гиппиус и Л. Л. Христиансен: два взгляда на народно-песенное искусство
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Выдающиеся учёные XX века Евгений Гиппиус и Лев Хри-
стиансен являются основоположниками разных подходов к
изучению музыкального фольклора. Сравнивая их научные
и практические цели, концепции и методы изысканий, автор
выявляет общие и отличительные черты во взглядах учёных
на проблемы народно-песенного исполнительства. Научные
цели Гиппиуса ориентированы на моделирование истори-
ческой целостности типических признаков национальных
мелосов в рамках статистических схем (карт) ареального
распространения музыкально-поэтических типов. Исследо-
вания Христиансена находятся в русле феноменологическо-
го понимания сущности традиционного исполнительства и
живой преемственности мастерства интерпретации песенной
идеи. Если в концепции Гиппиуса связь музыки с текстом
координируется ритмом, то в концепции Христиансена эта
связь осуществляется на основе общей идеи, закодирован-
ной в содержании поэтического текста и напева. Несмотря
на имеющуюся разницу во взглядах, существенное внимание
в научных трудах обоих учёных уделяется проблеме худо-
жественного воплощения идейного замысла песни. Их на-
учные позиции дополняют друг друга и составляют единое
пространство, связывающее различные направления научной
мысли о народном песенном искусстве.
Ключевые слова: Евгений Гиппиус, Лев Христиансен,
музыкальная фольклористика, народная песня
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gippius E. V. Obshcheteoreticheskiy vzglyad na problemu katalogizatsii narodnykh melodiy [A General Theoretical Approach to the Problem of Cataloguing Folk Melodies]. Aktual’nye problemy sovremennoy fol’kloristiki [Relevant Problems of Contemporary Folk Music Studies]. Leningrad: Muzyka Press, 1980, pp. 23–36.
3. Gippius E. V. Sborniki russkikh narodnykh pesen M. A. Balakireva [Collections of Russian Folk Songs of Mily Alexeyevich Balakirev]. Balakirev M. A. Russkie narodnye pesni [Russian Folk Songs]. Moscow: Muzgiz, 1957, pp.193–228.
4. Krasnopol’skaya T. V. O vozmozhnosti vklyucheniya dannykh etnomuzykal’noy arealistiki v kontekste dannykh smezhnykh nauk [Concerning the Possibility of Inclusion of Data in the Context of Ethnomusicological Arealistics in the Context of Data Related Sciences]. URL: http://kizhi.karelia.ru/library/ ryabinin-2003/13.html.
5. Khristiansen L. L. Ladovaya intonatsionnost’ russkoy narodnoy pesni [Modal Intonation in Russian Folk Songs]. Moscow: Sovetsky kompozitor Press, 1976. 390 p.
6. Khristiansen L. L. Nereshennye problemy fol’kloristiki [Unresolved Problems of Folk Music Studies]. Izbrannye stat’i po fol’kloru [Selected Articles on Folk Music]. Saratov: Saratov State Conservatory, 2010, pp. 88–101.