Е. В. Гиппиус и Л. Л. Христиансен: два взгляда на народно-песенное искусство

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina L. Egorova

Аннотация

Выдающиеся учёные XX века Евгений Гиппиус и Лев Хри-
стиансен являются основоположниками разных подходов к
изучению музыкального фольклора. Сравнивая их научные
и практические цели, концепции и методы изысканий, автор
выявляет общие и отличительные черты во взглядах учёных
на проблемы народно-песенного исполнительства. Научные
цели Гиппиуса ориентированы на моделирование истори-
ческой целостности типических признаков национальных
мелосов в рамках статистических схем (карт) ареального
распространения музыкально-поэтических типов. Исследо-
вания Христиансена находятся в русле феноменологическо-
го понимания сущности традиционного исполнительства и
живой преемственности мастерства интерпретации песенной
идеи. Если в концепции Гиппиуса связь музыки с текстом
координируется ритмом, то в концепции Христиансена эта
связь осуществляется на основе общей идеи, закодирован-
ной в содержании поэтического текста и напева. Несмотря
на имеющуюся разницу во взглядах, существенное внимание
в научных трудах обоих учёных уделяется проблеме худо-
жественного воплощения идейного замысла песни. Их на-
учные позиции дополняют друг друга и составляют единое
пространство, связывающее различные направления научной
мысли о народном песенном искусстве.

Ключевые слова: Евгений Гиппиус, Лев Христиансен,
музыкальная фольклористика, народная песня

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Egorova, I. L. (2013). Е. В. Гиппиус и Л. Л. Христиансен: два взгляда на народно-песенное искусство. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 63–67. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/118
Раздел
К юбилею Е. В. Гиппиуса
Биография автора

Irina L. Egorova, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Ирина Львовна Егорова – кандидат искусствоведения,
профессор кафедры народного
пения и этномузыкологии

Библиографические ссылки

1. Asaf’ev B. Muzykal’naya forma kak protsess. Kniga 2: Intonatsiya. [Musical Form as a Process. Book 2. Intonation]. Moscow: Muzgiz, 1947. 136 p.
2. Gippius E. V. Obshcheteoreticheskiy vzglyad na problemu katalogizatsii narodnykh melodiy [A General Theoretical Approach to the Problem of Cataloguing Folk Melodies]. Aktual’nye problemy sovremennoy fol’kloristiki [Relevant Problems of Contemporary Folk Music Studies]. Leningrad: Muzyka Press, 1980, pp. 23–36.
3. Gippius E. V. Sborniki russkikh narodnykh pesen M. A. Balakireva [Collections of Russian Folk Songs of Mily Alexeyevich Balakirev]. Balakirev M. A. Russkie narodnye pesni [Russian Folk Songs]. Moscow: Muzgiz, 1957, pp.193–228.
4. Krasnopol’skaya T. V. O vozmozhnosti vklyucheniya dannykh etnomuzykal’noy arealistiki v kontekste dannykh smezhnykh nauk [Concerning the Possibility of Inclusion of Data in the Context of Ethnomusicological Arealistics in the Context of Data Related Sciences]. URL: http://kizhi.karelia.ru/library/ ryabinin-2003/13.html.
5. Khristiansen L. L. Ladovaya intonatsionnost’ russkoy narodnoy pesni [Modal Intonation in Russian Folk Songs]. Moscow: Sovetsky kompozitor Press, 1976. 390 p.
6. Khristiansen L. L. Nereshennye problemy fol’kloristiki [Unresolved Problems of Folk Music Studies]. Izbrannye stat’i po fol’kloru [Selected Articles on Folk Music]. Saratov: Saratov State Conservatory, 2010, pp. 88–101.