Художественное пространство музыкально-литургического синтеза во Второй и Четвёртой симфониях Альфреда Шнитке

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Мария В. Долматова

Аннотация

Статья посвящена проблеме синтеза вокальных и симфонических жанров в отечественной музыке второй половины XX века. Композиторы создают драматургически насыщенные концепции произведения, привлекая в симфоническую музыку законы вокально-хоровых жанров. Активно используя семантические ресурсы вокальных, хоровых, литургических жанров, прочно закрепившихся в истории музыки, отечественный программный симфонизм ставит и решает многогранные содержательно-эстетические задачи. На примере творчества Альфреда Шнитке (в частности, его Второй и Четвёртой симфоний) показан плодотворный синтез симфонии и литургических жанров. В сакральных симфониях композитора звучание партии хора (а вместе с ней и признаков литургического жанра) становится тематическим центром, концепционным ядром, надёжным индикатором сложной философско-космогонической программы. Уникальные композиции Второй и Четвёртой симфоний формируются именно в результате многостороннего синтеза симфонических и вокально-литургических жанров.


Ключевые слова: Альфред Шнитке, семиотика, семантика, музыка XX века, жанр, литургия, симфония.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Долматова, М. В. . (2020). Художественное пространство музыкально-литургического синтеза во Второй и Четвёртой симфониях Альфреда Шнитке. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 38(1), 43–49. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1146
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Мария В. Долматова, Воронежский государственный институт искусств, г. Воронеж, Россия

Аспирантка кафедры теории музыки, Воронежский государственный институт искусств

Maria V. Dolmatova, Post-graduate Student at the Department of Music Theory, Voronezh State Institute of Arts