Традиционная музыкальная культура в современном мире

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Tatiana S. Rudichenko

Аннотация

Статья посвящена проблеме динамики традиционной музы-
кальной культуры и её адаптации в современных условиях.
Автор характеризует процессы естественные, не регулиру-
емые, обусловленные логикой развития культуры и измене-
нием социокультурного контекста, а также искусственные
регулируемые и конструируемые усилиями учёных и госу-
дарственных органов.
В настоящее время отмечается сужение сферы бытова-
ния традиционной культуры, сокращение корпуса переда-
ваемых устно текстов, их замещение фиксируемыми, автор-
скими, вытеснение сложных форм простыми. Эти изменения
приводят к модификации соотношения ядра и периферии
жанровой системы, ослаблению её интегрирующих механиз-
мов и фрагментации. Трансляция фольклора осуществляется
преимущественно в организованных формах и с использова-
нием современных технических средств и информационных
технологий.
Нацеленность современного общества на получение но-
вого знания обусловливает противоречие между его устрем-
лениями и традиционной культурой, ориентированной на по-
вторение информации. Глобализация и мультикультурализм
сопряжены с экспансией традиций мигрантов, которые вы-
тесняют самобытные пласты фольклора не только из сферы
быта, но и памяти.
Регулирование и государственная поддержка традицион-
ной культуры в соответствии с «Конвенцией об охране не-
материального культурного наследия» ЮНЕСКО (2003) осу-
ществляется в России в основном в сфере организованных
форм (фольклоризма) посредством проведения фестивалей,
презентаций.
Результатом предпринятого в последней трети XX века в
СССР учёными в союзе властными структурами опыта кон-
струирования социокультурных процессов является фоль-
клорное движение, нашедшее оформление в общественнойорганизации «Российский фольклорный союз». Развивавше-
еся на начальном этапе в русле идеи «сохранения и возрож-
дения» традиций и аутентичного фольклорного исполнитель-
ства, в настоящее время оно руководствуется положением о
«живой традиции».
В заключение отмечается региональная и этническая
специфика, неравномерность и неравновесность протекания
процессов в разных областях традиционной культуры.

Ключевые слова: традиционная музыкальная культура,
фольклорное движение, фольклоризм, аутентичное фоль-
клорное исполнительство, мультикультурализм

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Rudichenko, T. S. (2013). Традиционная музыкальная культура в современном мире. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 23–28. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/112
Раздел
Музыкальная культура народов России
Биография автора

Tatiana S. Rudichenko, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Татьяна Семёновна Рудиченко – доктор искусствоведения,
профессор кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1.Gumennayа V. M. Zhanr bambuko v muzykal’noi kul’ture Kolumbii: Uchebnoe izdanie [The Genre of the Bambuco in the Musical Cculture of Colombia: Textbook]. Ed. T. S. Rudichenko. Rostov-on-Don: Rostov State Conservatory Press, 2008. 44 p.
2. Gusev V. E. Fol’klor i sotsialisticheskayа kul’tura (k probleme sovremennogo fol’klorizma) [Folklore and Socialist Culture (Concerning the Problem of Contemporary Folklore Studies]. Sovremennost’ i fol’klor: stat’i i materialy [Modernity and Folklore: Articles and Materials]. Editor and compiler: V. E. Gusev. Moscow: Muzyka Press, 1977, pp. 7–27.
3. Zemtsovskiy I. I. O sovremennom fol’klorizme [On Contemporary Folklore Studies]. Traditsionnyy fol’klor v sovremennoy khudozhestvennoy zhizni (Fol’klor i fol’klorizm): sb. nauch. tr. [Traditional Folklore in Contemporary Artistic Life (Folklore and Studiers of Folklore): Compilation of Research Works]. Editor and compiler: I. I. Zemtsovsky. Leningrad: Leningrad State Institute of Theatre, Music and Cinema, 1984, pp. 4–15.
4. Zemtsovskiy I. I. Sotsialisticheskayа kul’tura i fol’klor [Socialist Culture and Folklore]. Narodnayа muzyka SSSR i sovremennost’: sb. st. [Folk Music of the USSR and Modernity: Compilation of Articles]. Ed. I. I. Zemtsovsky]. Leningrad: Muzyka Press, 1982, pp. 7–29.
5. Ivanova L. P. Tipologiyа fol’klorizma v russkoy muzyke XX veka: avtoref. dis. … doktora iskusstvovedeniya [Typology of Folklore Studies in 20th Century Russian Music: Thesis of Dissertation for Academic Degree of Doctor of Arts]. St. Petersburg, 2005. 35 p.
6. Kelle V. Zh. Processy globalizatsii i dinamika kul’tury [The Processes of Globalization and the Dynamics of Culture]. Znanie, ponimanie, umenie [Knowledge, Understanding, and Ability], 2005, no. 1, pp. 69–70.
7. Kazaki-nekrasovtsy na chuzhbine i v Rossii. K 25-letiyu vozvrashcheniyа na rodinu: Zapisi 1982–1986 [The Nekrasov Cossacks in Exile and in Russia. Commemorating the 25th Anniversary of the Return from Exile: Entries 1982-86]. 2 LP records [Set of 2 plates]. Moscow: Melodiyа, 1987. S 20-25931-000.
8. Kostina A. V. Massovayа kul’tura i kul’tura narodnayа: dialog ili konfrontatsiyа? [Mass Culture and Popular Culture: Dialogue or Confrontation]. Pervyy Vserossiiskiy kongress fol’kloristov: sb. dokladov [First Russian Congress of Folklorists: Compilation of Presentations], Vol. 1. Moscow: State Republican Center of Russian folklore, 2005, pp. 272–299.
9. Lotman Yu. M. Kanonicheskoe iskusstvo kak informatsionnyy paradoks [Canonical Art as an Informational Paradox]. Problema kanona v drevnem i srednevekovom iskusstve Azii i Afriki [The Problem of the Canon in Ancient and Medieval Art of Africa and Asia]. Moscow: Nauka Press, 1973, pp. 16–22.
10. Markaryаn Ye. S. Metodologicheskie problemy issledovaniyа еtnicheskikh kul’tur: materialy simpoziuma [Methodological Problems in the Study of Ethnic Cultures: Proceedings of Symposium]. USSR Academy of Sciences of the Armenian Academy. Armenian SSR. Erevan, 1978, pp. 88–89.
11. Medushevskiy V. V. Kuda idem – kuda zavorachivaem? [Where are we Going, Where are we Turning?]. Muzyka izmenyаyushcheisyа Rossii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Music of the Changing Russia: Materials of Russian Practical Research Conference]. Ed. M. L. Kosmovskaya. Kursk: Kursk State University Press, 2007, pp. 19–26.
12. Rudichenko T. S. Kul’turnye traditsii donskogo kazachestva v sotsial’nom diskurse (konets XX – nachalo XXI veka) [The Cultural Traditions of the Don Cossacks in Social Discourse (at the End of the 20th century and the Beginning of the 21st Century)]. Yuzhno-Rossiiskiy muzykal’nyy al’manakh, 2010`2 (7) [Southern Russian Musical Almanac, 2010 `2 (7)]. Rostov-on- Don: Rostov State Conservatory Press, 2011, pp. 3–8.
13. Rudichenko T. S. Sotsial’nye proekty rossiiskogo gosudarstva i narodnayа kul’tura: istoricheskiy opyt [The Social Projects of the Russian State and Popular Culture: a Historical Experience]. Fol’klor v kontekste kul’tury: mat. Vserossiiskoy nauchnoy konf. [Folklore in the Context of Culture: Proceedings of the Russian Research Conference]. Makhachkala, 12 marta 2009. Dagestan Research Center of the Russian Academy of Sciences, Dagestan State Pedagogical University. Makhachkala, 2009, pp. 67–70.
14. Rudichenko T. S. Muzykal’nyy fol’klor i problema еtnicheskoy identichnosti [Folk Music and the Problem of Ethnic Identity]. Istoriyа, teoriyа i praktika fol’klora: sb. nauch. st. po mat. IV Vserossiiskikh nauchnykh chteniy pamyаti L. L. Khristiansena [The History, Theory and Practice of Folklore: Compilation of Articles on the Materials of the Fourth Russian Research Conference In Memoriam Lev Christiansen]. Editor and compiler: A. A. Mikhailova. Saratov: Saratov State Conservatory, 2013, pp. 69–74.
15. Sokhranenie i vozrozhdenie fol’klornykh traditsiy: sb. nauch. tr. [Preservation and Revival of Folk Traditions: Compilation of Research Articles], Issue 2, Part 1. Compiler: A. N. Ivanov. Moscow: State Republic Center of Russian Folklore, 1993. 172 p.
16. Tisshchenkova T. V. Traditsionnayа svad’ba Smolenshchiny: adaptatsiyа v sovremennosti: dis. … kand. iskusstvovedeniyа [The Traditional Wedding in the Smolensk Region: an Adaptation to Modernity: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2005. 24 p.