Традиционная музыкальная культура в современном мире
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена проблеме динамики традиционной музы-
кальной культуры и её адаптации в современных условиях.
Автор характеризует процессы естественные, не регулиру-
емые, обусловленные логикой развития культуры и измене-
нием социокультурного контекста, а также искусственные
регулируемые и конструируемые усилиями учёных и госу-
дарственных органов.
В настоящее время отмечается сужение сферы бытова-
ния традиционной культуры, сокращение корпуса переда-
ваемых устно текстов, их замещение фиксируемыми, автор-
скими, вытеснение сложных форм простыми. Эти изменения
приводят к модификации соотношения ядра и периферии
жанровой системы, ослаблению её интегрирующих механиз-
мов и фрагментации. Трансляция фольклора осуществляется
преимущественно в организованных формах и с использова-
нием современных технических средств и информационных
технологий.
Нацеленность современного общества на получение но-
вого знания обусловливает противоречие между его устрем-
лениями и традиционной культурой, ориентированной на по-
вторение информации. Глобализация и мультикультурализм
сопряжены с экспансией традиций мигрантов, которые вы-
тесняют самобытные пласты фольклора не только из сферы
быта, но и памяти.
Регулирование и государственная поддержка традицион-
ной культуры в соответствии с «Конвенцией об охране не-
материального культурного наследия» ЮНЕСКО (2003) осу-
ществляется в России в основном в сфере организованных
форм (фольклоризма) посредством проведения фестивалей,
презентаций.
Результатом предпринятого в последней трети XX века в
СССР учёными в союзе властными структурами опыта кон-
струирования социокультурных процессов является фоль-
клорное движение, нашедшее оформление в общественнойорганизации «Российский фольклорный союз». Развивавше-
еся на начальном этапе в русле идеи «сохранения и возрож-
дения» традиций и аутентичного фольклорного исполнитель-
ства, в настоящее время оно руководствуется положением о
«живой традиции».
В заключение отмечается региональная и этническая
специфика, неравномерность и неравновесность протекания
процессов в разных областях традиционной культуры.
Ключевые слова: традиционная музыкальная культура,
фольклорное движение, фольклоризм, аутентичное фоль-
клорное исполнительство, мультикультурализм
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gusev V. E. Fol’klor i sotsialisticheskayа kul’tura (k probleme sovremennogo fol’klorizma) [Folklore and Socialist Culture (Concerning the Problem of Contemporary Folklore Studies]. Sovremennost’ i fol’klor: stat’i i materialy [Modernity and Folklore: Articles and Materials]. Editor and compiler: V. E. Gusev. Moscow: Muzyka Press, 1977, pp. 7–27.
3. Zemtsovskiy I. I. O sovremennom fol’klorizme [On Contemporary Folklore Studies]. Traditsionnyy fol’klor v sovremennoy khudozhestvennoy zhizni (Fol’klor i fol’klorizm): sb. nauch. tr. [Traditional Folklore in Contemporary Artistic Life (Folklore and Studiers of Folklore): Compilation of Research Works]. Editor and compiler: I. I. Zemtsovsky. Leningrad: Leningrad State Institute of Theatre, Music and Cinema, 1984, pp. 4–15.
4. Zemtsovskiy I. I. Sotsialisticheskayа kul’tura i fol’klor [Socialist Culture and Folklore]. Narodnayа muzyka SSSR i sovremennost’: sb. st. [Folk Music of the USSR and Modernity: Compilation of Articles]. Ed. I. I. Zemtsovsky]. Leningrad: Muzyka Press, 1982, pp. 7–29.
5. Ivanova L. P. Tipologiyа fol’klorizma v russkoy muzyke XX veka: avtoref. dis. … doktora iskusstvovedeniya [Typology of Folklore Studies in 20th Century Russian Music: Thesis of Dissertation for Academic Degree of Doctor of Arts]. St. Petersburg, 2005. 35 p.
6. Kelle V. Zh. Processy globalizatsii i dinamika kul’tury [The Processes of Globalization and the Dynamics of Culture]. Znanie, ponimanie, umenie [Knowledge, Understanding, and Ability], 2005, no. 1, pp. 69–70.
7. Kazaki-nekrasovtsy na chuzhbine i v Rossii. K 25-letiyu vozvrashcheniyа na rodinu: Zapisi 1982–1986 [The Nekrasov Cossacks in Exile and in Russia. Commemorating the 25th Anniversary of the Return from Exile: Entries 1982-86]. 2 LP records [Set of 2 plates]. Moscow: Melodiyа, 1987. S 20-25931-000.
8. Kostina A. V. Massovayа kul’tura i kul’tura narodnayа: dialog ili konfrontatsiyа? [Mass Culture and Popular Culture: Dialogue or Confrontation]. Pervyy Vserossiiskiy kongress fol’kloristov: sb. dokladov [First Russian Congress of Folklorists: Compilation of Presentations], Vol. 1. Moscow: State Republican Center of Russian folklore, 2005, pp. 272–299.
9. Lotman Yu. M. Kanonicheskoe iskusstvo kak informatsionnyy paradoks [Canonical Art as an Informational Paradox]. Problema kanona v drevnem i srednevekovom iskusstve Azii i Afriki [The Problem of the Canon in Ancient and Medieval Art of Africa and Asia]. Moscow: Nauka Press, 1973, pp. 16–22.
10. Markaryаn Ye. S. Metodologicheskie problemy issledovaniyа еtnicheskikh kul’tur: materialy simpoziuma [Methodological Problems in the Study of Ethnic Cultures: Proceedings of Symposium]. USSR Academy of Sciences of the Armenian Academy. Armenian SSR. Erevan, 1978, pp. 88–89.
11. Medushevskiy V. V. Kuda idem – kuda zavorachivaem? [Where are we Going, Where are we Turning?]. Muzyka izmenyаyushcheisyа Rossii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Music of the Changing Russia: Materials of Russian Practical Research Conference]. Ed. M. L. Kosmovskaya. Kursk: Kursk State University Press, 2007, pp. 19–26.
12. Rudichenko T. S. Kul’turnye traditsii donskogo kazachestva v sotsial’nom diskurse (konets XX – nachalo XXI veka) [The Cultural Traditions of the Don Cossacks in Social Discourse (at the End of the 20th century and the Beginning of the 21st Century)]. Yuzhno-Rossiiskiy muzykal’nyy al’manakh, 2010`2 (7) [Southern Russian Musical Almanac, 2010 `2 (7)]. Rostov-on- Don: Rostov State Conservatory Press, 2011, pp. 3–8.
13. Rudichenko T. S. Sotsial’nye proekty rossiiskogo gosudarstva i narodnayа kul’tura: istoricheskiy opyt [The Social Projects of the Russian State and Popular Culture: a Historical Experience]. Fol’klor v kontekste kul’tury: mat. Vserossiiskoy nauchnoy konf. [Folklore in the Context of Culture: Proceedings of the Russian Research Conference]. Makhachkala, 12 marta 2009. Dagestan Research Center of the Russian Academy of Sciences, Dagestan State Pedagogical University. Makhachkala, 2009, pp. 67–70.
14. Rudichenko T. S. Muzykal’nyy fol’klor i problema еtnicheskoy identichnosti [Folk Music and the Problem of Ethnic Identity]. Istoriyа, teoriyа i praktika fol’klora: sb. nauch. st. po mat. IV Vserossiiskikh nauchnykh chteniy pamyаti L. L. Khristiansena [The History, Theory and Practice of Folklore: Compilation of Articles on the Materials of the Fourth Russian Research Conference In Memoriam Lev Christiansen]. Editor and compiler: A. A. Mikhailova. Saratov: Saratov State Conservatory, 2013, pp. 69–74.
15. Sokhranenie i vozrozhdenie fol’klornykh traditsiy: sb. nauch. tr. [Preservation and Revival of Folk Traditions: Compilation of Research Articles], Issue 2, Part 1. Compiler: A. N. Ivanov. Moscow: State Republic Center of Russian Folklore, 1993. 172 p.
16. Tisshchenkova T. V. Traditsionnayа svad’ba Smolenshchiny: adaptatsiyа v sovremennosti: dis. … kand. iskusstvovedeniyа [The Traditional Wedding in the Smolensk Region: an Adaptation to Modernity: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2005. 24 p.