Мюзикл и рок-опера на рубеже XX–XXI столетий: взаимодействия и диалоги

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena Yu. Andrushchenko

Аннотация

В статье рассматриваются наиболее существенные тенденции, связанные с многогранными взаимодействиями приоритетных сфер «легкожанрового» музыкального театра – рок-оперы и мюзикла – на протяжении 2000–2010-х годов. По мнению исследователя, давнее противостояние указанных жанров: рок-оперы как олицетворения «художественного экспериментализма» и мюзикла – воплощения «коммерческой ориентации» современной массовой культуры, –
в наши дни сменилось продуктивным творческим диалогом. С одной стороны, современным мюзиклом (наряду с «академическими» и «неакадемическими» разновидностями оперы) весьма активно используется образно-эмоциональный и музыкально-стилистический арсенал рок-музыки, что насыщает музыкальную и театрально-сценическую драматургию вновь создаваемых произведений соответствующей энергетикой. Наглядным тому подтверждением являются широко известные российские полижанровые проекты – «оперы-мюзиклы» Ефрема Подгайца («Повелитель мух») и Александра Пантыкина («Гоголь. Чичиков. Души»). С другой стороны, в новейших сценических постановках «традиционных» рок-опер прослеживается тяготение к своеобразной «мюзикализации» оригинального текста, обусловленное требованиями «актуальной» режиссуры и пронизанное мотивами «насущной повседневности». В качестве примеров указанной тенденции автор публикуемой статьи рассматривает недавние отечественные спектакли, ре-интерпретирующие зонг-оперу Александра Журбина «Орфей и Эвридика» и рок-оперу Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание».

Ключевые слова: мюзикл, рок-опера, жанрово-стилевые взаимодействия, «Повелитель мух» Ефрема Подгайца, «Гоголь. Чичиков. Души» Александра Пантыкина, «Преступление и наказание» Эдуарда Артемьева, «Орфей и Эвридика» Александра Журбина.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Andrushchenko, E. Y. (2019). Мюзикл и рок-опера на рубеже XX–XXI столетий: взаимодействия и диалоги. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 122–129. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.122-129
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Elena Yu. Andrushchenko, Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова

Андрущенко Елена Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры
продюсерства исполнительских искусств

Библиографические ссылки

1. Andrushchenko E. Yu. Myuzikly E. Lloyda-Uebbera kontsa 1960–1980-kh godov: Syuzhety. Zhanr. Stilistika: monografiya [The Musicals by Andrew Lloyd Webber from the Late 1960s to the 1980s: Subjects. A Genre. Stylistics: Monograph]. Rostov-on-Don: Kniga, 2007. 244 p.
2. Andrushchenko E. Yu. Sinteziruyushchie tendentsii v myuziklakh i rok-operakh E. Lloyda- Uebbera kontsa 1960–1980-kh godov: monografiya [The Synthesizing Tendencies in the Musicals and Rock Operas by Andrew Lloyd Webber from the late 1960s to the 1980s: Monograph]. Rostov-on-Don: Rostov State S. Rachmaninoff Conservatory, 2015. 248 p.
3. Andrushchenko E. Sinteziruyuschie tendentsii v myuzikle i rok-opere vtoroy poloviny XX – nachala XXI veka: monografiya [The Synthesizing Tendencies in Musical and Rock Opera from the Second Half of the 20th to the Early 21st Centuries: Monograph]. Rostov-on-Don: Rostov State S. Rachmaninoff Conservatory, 2018. 152 p.
4. Baeva A. A. Opera [Opera]. Istoriya sovremennoy otechestvennoy muzyki: uchebnoe posobie [History of Modern Russian Music: Textbook]. Ed. by M. Tarakanov, E. Dolinskaya. Moscow: Muzyka, 2001. Issue 3: 1960–1990, pp. 186–256.
5. Budanov A. V. Kompozitor Efrem Podgaits: «Ya prosto pishu noty…» [The Composer Efrem Podgaitz: “I Simply Write Notes…”]. Moscow: Kompozitor, 2014. 448 p.
6. Egorova T. K. Rukopisi ne goryat (o postanovke A. Konchalovskim opery E. Artem'eva «Prestuplenie i nakazanie») [Manuscripts do not Combust (about A. Konchalovskiy’s Production of the Opera “Crime and Punishment” by Eduard Artemyev]. Muzykovedenie [Musicology]. 2016. No. 7. Pp. 42–46.
7. Zhurbin A. B. Kompozitor, pishuschiy slova: O sebe i svoey rabote [The Composer who Writes Words]. Moscow: Kompozitor, 2005. 352 p.
8. Il'icheva N. I. Layt-opera – novyy zhanr muzykal'nogo teatra XXI veka [Light Opera as a New Genre of Musical Theatre in the 21st Century]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2019. No. 4, pp. 25–28.
9. Maklaren L. Madonna [McLaren L. Madonna]. Rostov-on-Don: Feniks, 1998. 320 p.
10. Medkova M. A. Prezentatsiya opery Eduarda Artem'eva «Prestuplenie i nakazanie» [The Presentation of the Opera “Crime and Punishment” by Eduard Artemyev]. Elektronnaya muzyka [Electronic Music]. 2008. No. 1, pp. 3–12.
11. Syrov V. N. Stilevye metamorfozy roka: issledovanie [The Style Metamorphoses of Rock: Research Work]. The 2nd supplemented edition. St. Petersburg: Kompozitor, 2008. 312 p.
12. Troitskiy A. Rok-opera (Pop-leksikon) [Rock Opera (Lexicon of Popular Music)]. Muzykal'naya zhizn' [Musical Life]. 1989. No. 20, p. 31.
13. Tsuker A. K. I rok, i simfoniya: issledovanie [Both Rock and Symphony: Research Work]. Moscow: Kompozitor, 1993. 304 p.