О доминирующей роли одной звуковысотной структуры в песенной традиции луговых (сернурских) мари

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alevtina A. Voytovich

Аннотация

Одним из приоритетных направлений марийского этномузыкознания является исследование звуковысотной организации песенных напевов. Определённые результаты в этой сфере в отношении луговомарийской песенной традиции были достигнуты российскими и зарубежными учёными. Однако многие вопросы, связанные с звуковысотной характеристикой песен в их координации с метроритмическими, композиционными, тембровыми закономерностями, остаются вне поля зрения исследователей. Статья посвящена ладовой организации напевов сéрнурских мари – одной из локальных групп луговых мари. Основанием для выделения этой субэтнической группы среди других групп луговых мари послужило то, что традиционная культура сéрнурских мари отличается целым рядом характерных особенностей: говором, костюмным комплексом, календарным циклом, музыкальным языком. Важным элементом, определяющим локальный стиль традиции сéрнурских мари, является звуковысотная характеристика напевов. Базовой для них служит пятиступенная шкала в амбитусе сексты – g-h-c1-d1-e1. В статье анализируется реализация гемитонной ладовой структуры в свадебных, гостевых и лирических песнях, различающихся на уровнях ритмической организации и мелодической композиции песенной строфы. Многочисленные экспедиционные записи песен разных жанров и проведённая аналитическая работа позволяют сделать вывод о том, что гемитонная ладовая структура определяет специфику музыкальной культуры сéрнурских мари, выделяя её среди других луговомарийских локальных традиций.

Ключевые слова: луговые мари, сéрнурские мари, песенная традиция, звуковысотная структура, гемитонная пентатоника.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Voytovich, A. A. (2019). О доминирующей роли одной звуковысотной структуры в песенной традиции луговых (сернурских) мари. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 33–43. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.033-043
Раздел
Музыкальная культура народов России
Биография автора

Alevtina A. Voytovich, Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова

Войтович Алевтина Аркадьевна, преподаватель кафедры музыки финно-угорских
народов

Библиографические ссылки

1. Voytovich A. A. Poetika i ritmicheskie formy svadebnykh pesen lugovykh mari [The Poetics and Rhythmic Forms of Wedding Songs of the Field Mari People]. Voprosy etnomuzykoznaniya [Questions of Ethnomusicology]. Issue 8. Moscow, 2014, pp. 42–54.
2. Efimenkova B. B., Engavatova M. A. Zvukovysotnaya organizatsiya russkikh narodnykh pesen v svete strukturno-tipologicheskikh issledovaniy [The Pitch Organization of Russian Folk Songs in Light of Structural and Typological Studies]. Mir traditsionnoy muzykal'noy kul'tury: sb. tr. [The World of Traditional Musical Culture: Collection of Works]. Issue 174. Russian Gnesins’ Academy of Music. Moscow, 2008. 379 p.
3. Kul'shetov D. M. Sernurskoy dorogoy. Mariyskie narodnye pesni [The Sernur Road. Mari Folk Songs]. Yoshkar-Ola: Mari Book Publishing House, 1990. 356 p. In the Mari language.
4. Mariyskaya muzykal'naya kul'tura: bibliograficheskiy ukazatel' (1756–1930) [The Mari Musical Culture: A Bibliographic Index (1756–1930)]. Compiled by M. A. Klyucheva. Yoshkar- Ola: Publishing House of Mari State University, 2011. 136 p.
5. Mushkina N. V. O nekotorykh osobennostyakh melodiki mariyskikh narodnykh pesen [On Some Features of the Melodies of Mari Folk Songs]. Finno-ugrovedenie [Finno-Ugric Studies]. 2016. No. 1, pp. 59–64.
6. Pesni lugovykh mari [Songs of the Field Mari People]. Compiled by N. V. Mushkina. Yoshkar-Ola: Mari Research Institute of Language, Literature and History, 2011. 592 p. (Svod mariyskogo fol'klora [Set of Mari Folklore]).
7. Shaberdin I. G. Narodnye pesni sernurskoy storony [The Sernur Region Folk Songs]. Yoshkar-Ola: Mari Book Publishing House, 1980. 144 p. In the Mari language.
8. Entsiklopediya Respubliki Mariy El [Encyclopedia of the Republic of Mari El]. Yoshkar- Ola: Mari Research Institute of Language, Literature and History, 2009. 872 p.
9. Nettl Bruno. Cheremis Musical Stayles. With a preface by Thomas A. Sebeok. Indiana University Press: Bloomington, 1960. 133 p.
10. Vikar Laszlo. Collection of Finno, Ugrian and Turkic Folk Music in the Volga, Kama, Belaya Region (1958–1979). Journal Musicellanea. Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. No. 29. Akademiai Kiado: Budapest, 1987, pp. 355–422.
11. Vikar Laszlo. What is Old and What is New in the Traditional Music of the Volga-Kama Region. Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. No. 37. Akademia Kiado: Budapest, 1996, p. 137.