«Море» Клода Дебюсси: темброакустический образ водной стихии
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Среди характеристик звука, влияющих на процессы слухового восприятия, важнейшей
является тембр. Присущий любому акустическому феномену физического мира, он
не только определяет его специфическую индивидуальную окраску, но и обладая
имманентным свойством обобщать и концентрировать фундаментальные черты объектов и
явлений живой и неживой природы, формирует на их основе целостный слуховой образ.
Названная способность тембра раздвигает границы традиционного представления о нём
как исключительно о качественной характеристике конкретного музыкального инструмента
или голоса. Она широко используется в программной инструментальной музыке для
художественного воплощения окружающего человека природного мира.
В этой связи особый интерес представляет анализ тембровых компонентов, участвующих
в музыкально-художественном отображении звукового облика моря Клодом Дебюсси.
Отправной точкой исследования автор избирает методологию искусствоведения, психологии
восприятия и музыкальной акустики. Главным акцентом в процессе анализа становится
выявление приёмов воссоздания совокупности характерных акустических сигналов
спокойного моря в первой части симфонического триптиха «Море». Автор приходит
к выводу о доминирующей роли тембра при формировании в восприятии человека целостного
художественного образа, сходного по своим физическим характеристикам с природным
аналогом.
Ключевые слова: Клод Дебюсси, тембр, образ моря, музыкальная акустика, музыкально-
художественное воссоздание.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Devutsky V. E. The Emotional Palette of Music as a Semantic System. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 4, pp. 16–28. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.016-028.
3. Ibraimova E. R. «Sireny» R. M. Gliera v kontekste russkoy muzykal'noy marinistiki [“The Sirens” by Reinhold Gliere in the Context of Russian Marinist Music]. Kyi'vs'ke muzykoznavstvo [Kiev Musicology]. 2014. Vol. 49, pp. 149–159.
4. Kunitskaya R. I. O romanticheskoy poetike v tvorchestve Debyussi [About the Romantic Poetics in the Works of Debussy]. Moscow: Muzyka, 1982. 88 p.
5. Losev A. F. Problema variativnogo funktsionirovaniya zhivopisnoy obraznosti v khudozhestvennoy literature [The Issue of the Variation Functioning of Pictorial Imagery in Fiction]. Literatura i zhivopis' [Literature and Painting]. Ed. by A. N. Iezuitov. Moscow, 1982, pp. 31–66.
6. Mnatsakanyan L. A. Tembroakusticheskaya model' kak instrument issledovaniya fol'klora i kompozitorskogo tvorchestva: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Model for Timbre and Acoustics as a Tool for the Study of Folklore and Compositional Creativity: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Krasnodar, 2014. 233 p.
7. Nikols U. Blizhe k vode. Udivitel'nye fakty o tom, kak voda mozhet izmenit' vashu zhizn' [Nichols W. J. Blue Mind: The Surprising Facts that Show how Being near, in, on, or under Water can make You Happier, Healthier, more Connected, and Better at What You Do]. Translation from English by O. Medved'. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2015. 288 p.
8. Postolovskaya N. «Burya» P. I. Chaykovskogo kak odna iz pervykh marin v russkoy muzyke [The “Tempest” by P. I. Tchaikovsky as One of the First Marines in Russian Music]. Kyi'vs'ke muzykoznavstvo [Kiev Musicology]. 2011. Vol. 39, pp. 74–80.
9. Rybintseva G. V. The Structure of the Symphony Orchestra in the Context of the World Perception during the Time Period from the 18th to the Early 20th Century. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No 3, pp. 164–170. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.164-170.
10. Bowman C., Yamaguchi T. Perceiving Categorical Emotion in Sound: The Role of Timbre. Psychomusicology: Music, Mind, and Brain. Advance online publication. 2015. December, 21. URL: http://dx.doi.org/10.1037/pmu0000105 (25.12.2018).
11. Kieffer A. The Debussyist Ear: Listening, Representation, and French Musical Modernism. Nineteenth Century Music. 2015. Vol. 39, Issue 1, pp. 56–79. DOI: 10.1525/ncm.2015.39.1.56.
12. McAdams S., Giordano B. L. The Perception of Musical Timbre. Oxford Handbook of Music Psychology. Ed. by S. Hallam, I. Cross, M. Thaut. New York, 2009, pp. 72–80.
13. Norris G. Debussi: Playing with Colour. 2015. January, 1. URL: https://www.gramophone.co.uk/feature/debussy-playing-with-colour (08.01.2018).