К вопросу о логике макомной композиции
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Феномен макомной композиции занимает центральное место в макомотворчестве. Его пониманию способствует макомное мышление, к сожалению, постепенно исчезающее. Это обусловлено ослабеванием канонов макома, изменениями процесса его познания и методических установок традиционной школы устод-шогирд.
Трактат «Баёзи Шашмаком» известного таджикского макомиста Фазлиддина Шахобова (1911–1974) – важнейший источник, содержащий классическое толкование данного вопроса. Он является единственным трудом, написанным в советское время представителем классической школы Шашмакома. Достоинство позиции Фазлиддина Шахобова состоит
в том, что он приводит процессуальное толкование ладов-макомов в макомной композиции, демонстрируя логику её становления. Главными условиями развития выступают умения и навыки использования ладов-макомов в драматургии макома. На нескольких примерах
в статье показано процессуальное толкование композиции макома через каноны лада, ритма и формообразования. Имеющиеся в трактате Шахобова сведения служат основанием для выводов о том, что главным композиционным методом в макоме является асл-фаръ. Этот метод уходит корнями в средневековые традиции, скрытую теорию макома, глубинное знание парда/маком. Именно асл-фаръ способен возродить макомное мышление.
Ключевые слова: музыкальная культура Таджикистана, Шашмаком, маком, асл-фаръ, Хороранг, Чоргох-Мухайяр, Уззолранг, фарсакиль, аслпарда.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Azizi F. A. Makom i Falak kak yavleniya professional'nogo traditsionnogo muzykal'nogo tvorchestva tadzhikov [The Makom and the Falak as Phenomena of Professional Traditional Musical Creativity of the Tajiks]. Dushanbe: Adib, 2009. 396 p.
3. Afzakhzod A. Mavchi surur. Volna radosti [Wave of Joy]. Sadoi Shark. Golos Vostoka: lit. zhurnal Soyuza pisateley Tadzhikistana [Voice of the East: Literary Journal of the Writers’ Union of Tajikistan]. 1972. No. 4, pp. 73–94. (In Tajik)
4. Daukeeva S. D. Filosofiya muzyki Abu Nasra Mukhammada Al'-Farabi [Philosophy of Music by Abu Nasr Muhammad Al-Farabi]. Almaty: Soros Foundation-Kazakhstan, 2002. 351 p.
5. Ivanova L. A. Ibn Sina v zerkale muzyki. Nekotorye muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Abu-Ali Ibn Siny [Ibn Sina in the Mirror of Music. Certain Musical Theoretical Views of Abu Ali Ibn Sina]. Muzykal'nye traditsii sovremennoy Rossii: mater. nauch.-prakt. konf., 28–30 noyabrya 2005 goda [Musical Traditions of Modern Russia: Materials of the Scholarly-Practical Conference on November, 28–30, 2005]. Ed. by E. R. Sizova. Issue 1. Chelyabinsk, 2005, pp. 11–17.
6. Fazliddin Shakhobov. Osor va pazhukhish. Nasledie i issledovanie: v 3 t. [Fazliddin Shakhobov. Heritage and Research: In 3 Vol.]. Edited, Compiled and with Commentaries by F. A. Azizi. 2nd Ed. Dushanbe: Er-Graf, 2011. Vol. 1. 288 p.; Vol. 2. 264 p.; Vol. 3. 216 p. (In Tajik)
7. Shashmakom: v 6 t. [Shashmakom: In 6 Vol.]. Ed. by A. A. Abdurashidov. Dushanbe: Adib, 2016. Vol. 1: Rost. 496 p.; Vol. 2: Navo. 508 p.; Vol. 3: Buzurg. 366 p.; Vol. 4: Dugokh. 392 p.; Vol. 5: Segokh. 496 p.; Vol. 6: Irok. 352 p. (In Tajik)
8. Azizi F. Falak: Spiritual Songs of the Mountain Tajiks. The Music of Central Asia. Bloomington, Indiana: Indiana University Press, 2016, pp. 504–520.
9. Der Shashmaqam aus Buchara. Angelika Yung (Hg.). Die Notenaufzeichnung von Ari Babakhanov. Berlin: Schiller, 2010. 486 S.
10. Levin Th. The Hundred Thousand Fools of God. Music Travels in Central Asia and Queens. New York, Indiana: Indiana University Press, 1996. 320 p.