К вопросу о логике макомной композиции

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Faroghat A. Azizi

Аннотация

Феномен макомной композиции занимает центральное место в макомотворчестве. Его пониманию способствует макомное мышление, к сожалению, постепенно исчезающее. Это обусловлено ослабеванием канонов макома, изменениями процесса его познания и методических установок традиционной школы устод-шогирд.
Трактат «Баёзи Шашмаком» известного таджикского макомиста Фазлиддина Шахобова (1911–1974) – важнейший источник, содержащий классическое толкование данного вопроса. Он является единственным трудом, написанным в советское время представителем классической школы Шашмакома. Достоинство позиции Фазлиддина Шахобова состоит
в том, что он приводит процессуальное толкование ладов-макомов в макомной композиции, демонстрируя логику её становления. Главными условиями развития выступают умения и навыки использования ладов-макомов в драматургии макома. На нескольких примерах
в статье показано процессуальное толкование композиции макома через каноны лада, ритма и формообразования. Имеющиеся в трактате Шахобова сведения служат основанием для выводов о том, что главным композиционным методом в макоме является асл-фаръ. Этот метод уходит корнями в средневековые традиции, скрытую теорию макома, глубинное знание парда/маком. Именно асл-фаръ способен возродить макомное мышление.

Ключевые слова: музыкальная культура Таджикистана, Шашмаком, маком, асл-фаръ, Хороранг, Чоргох-Мухайяр, Уззолранг, фарсакиль, аслпарда.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Azizi, F. A. (2019). К вопросу о логике макомной композиции. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 63–75. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.063-075
Раздел
Музыкальная культура народов мира
Биография автора

Faroghat A. Azizi, Таджикская национальная консерватория им. Т. Сатторова

Азизи Фарогат Абдукаххоровна, ректор, доктор искусствоведения, профессор

Библиографические ссылки

1. Abdurashidov A. A. Tanbur i ego funktsiya v izuchenii ladovoy sistemy Shashmakoma: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Tanbur and its Function in the Study of the Shashmakom Modal System: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Tashkent, 1991. 25 p.
2. Azizi F. A. Makom i Falak kak yavleniya professional'nogo traditsionnogo muzykal'nogo tvorchestva tadzhikov [The Makom and the Falak as Phenomena of Professional Traditional Musical Creativity of the Tajiks]. Dushanbe: Adib, 2009. 396 p.
3. Afzakhzod A. Mavchi surur. Volna radosti [Wave of Joy]. Sadoi Shark. Golos Vostoka: lit. zhurnal Soyuza pisateley Tadzhikistana [Voice of the East: Literary Journal of the Writers’ Union of Tajikistan]. 1972. No. 4, pp. 73–94. (In Tajik)
4. Daukeeva S. D. Filosofiya muzyki Abu Nasra Mukhammada Al'-Farabi [Philosophy of Music by Abu Nasr Muhammad Al-Farabi]. Almaty: Soros Foundation-Kazakhstan, 2002. 351 p.
5. Ivanova L. A. Ibn Sina v zerkale muzyki. Nekotorye muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Abu-Ali Ibn Siny [Ibn Sina in the Mirror of Music. Certain Musical Theoretical Views of Abu Ali Ibn Sina]. Muzykal'nye traditsii sovremennoy Rossii: mater. nauch.-prakt. konf., 28–30 noyabrya 2005 goda [Musical Traditions of Modern Russia: Materials of the Scholarly-Practical Conference on November, 28–30, 2005]. Ed. by E. R. Sizova. Issue 1. Chelyabinsk, 2005, pp. 11–17.
6. Fazliddin Shakhobov. Osor va pazhukhish. Nasledie i issledovanie: v 3 t. [Fazliddin Shakhobov. Heritage and Research: In 3 Vol.]. Edited, Compiled and with Commentaries by F. A. Azizi. 2nd Ed. Dushanbe: Er-Graf, 2011. Vol. 1. 288 p.; Vol. 2. 264 p.; Vol. 3. 216 p. (In Tajik)
7. Shashmakom: v 6 t. [Shashmakom: In 6 Vol.]. Ed. by A. A. Abdurashidov. Dushanbe: Adib, 2016. Vol. 1: Rost. 496 p.; Vol. 2: Navo. 508 p.; Vol. 3: Buzurg. 366 p.; Vol. 4: Dugokh. 392 p.; Vol. 5: Segokh. 496 p.; Vol. 6: Irok. 352 p. (In Tajik)
8. Azizi F. Falak: Spiritual Songs of the Mountain Tajiks. The Music of Central Asia. Bloomington, Indiana: Indiana University Press, 2016, pp. 504–520.
9. Der Shashmaqam aus Buchara. Angelika Yung (Hg.). Die Notenaufzeichnung von Ari Babakhanov. Berlin: Schiller, 2010. 486 S.
10. Levin Th. The Hundred Thousand Fools of God. Music Travels in Central Asia and Queens. New York, Indiana: Indiana University Press, 1996. 320 p.